Генеральная прокуратура вынесла предупреждение Татьяне Бубликовой за журналистскую деятельность без аккредитации от имени польского канала «Белсат». Почему журналисты «Белсата» работают в Беларуси без аккредитации?

Аркадий Нестеренко. На аккредитацию документы подавались трижды. Последний отказ был мотивирован как раз таки тем, что «ряд граждан Республики Беларусь работали на территории РБ от имени польского телеканала „Белсат“ при отсутствии аккредитации МИД». Эта мотивировка рисует замкнутый круг, который не позволяет даже надеяться на получение аккредитации. Если же уйти от юридических хитросплетений, причин видится несколько.

Первое. Состояние белорусско-польских взаимоотношений. Де-юре «Белсат» — это польский некоммерческий телеканал, финансируемый преимущественно польским МИДом. Соответственно, вопрос аккредитации телеканала неотделим от темы двухсторонних взаимоотношений, которые, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Информационные атаки официального Минска на Варшаву (публикация в «СБ» и других официальных газетах политфэнтези «За кулисами одого заговора»; ток-шоу «Открытый формат», где Польшу обвинили в империализме и желании вернуть «Кресы Всходни») меркнут на фоне взаимных оскорблений между дипведомствами двух стран. Когда с одной стороны прозвучало, что рано или поздно Лукашенко придется спасаться от собственного народа и искать убежища за границей. А с другой заявили, что подобные высказывания может позволит себе только ангажированный журналист. Т.е. все зашло слишком далеко. Это уже не столько белорусско-польские взаимоотношения, сколько вендетта Сикорского и Лукашенко. В этих условиях даже в долгосрочной перспективе сложно рассчитывать на улучшение двухсторонних взаимоотношений.

Вторая причина классическая для любой закрытой системы. Желание контролировать информационные потоки. И белорусский случай здесь совершенно не уникальный. Например, власти Египта, в разгар массовых демонстраций протеста, приняли решение полностью запретить трансляцию спутникового телеканала «Аль-Джазира» на территории страны. Были аннулированы все аккредитации журналистов телеканала и закрыт доступ «Аль-Джазиры» к спутниковой связи. Правда, 82-летнему Хосни Мубараку это не помогло удержать власть. Но надо отдать должное белорусской власти, которая всегда училась на чужих ошибках. Логика такова: зачем разрешать работу телеканала, а потом в случае дестабилизации ситуации в стране или изменения внешнеполитической конъюктуры запрещать работу корпункта?

И последний момент. Работа без аккредитации — это очень удобный повод. Для силовиков. Это позволяет им оказывать психологическое давление на журналистов и создавать всевозможные технические проблемы для работы телеканала. Другое дело, что все эти проблемы преодолимы и кроме символической сатисфакции не приносят никаких реальных дивидендов белорусской репрессивной машине.