В минувшую пятницу Лидер движения «За свободу!» Александр Милинкевич изменил свой статус. Отказавшись от участия в президентской кампании, он стал уполномоченным представителем гражданской акции «Белорусский выбор». Другими словами, политик фактически отказался от роли «лидера пробелорусских проевропейских сил» о чем заявлял еще не так давно. На ваш взгляд, в связи с этим решением, какое политическое будущее ожидает А.Милинкевича и движение «За свободу!»?

Валерий Карбалевич. Это решение будет иметь несколько политических последствий. Прежде всего, А. Милинкевич, несмотря на все те обвинения, которые звучали в его адрес, был самым узнаваемым и рейтинговым оппозиционным политиком в Беларуси. После его отказа участвовать в выборах в качестве кандидата, на этом месте образовывается определенная пустота. И заполнить ее в короткое время будет не так просто. Поэтому одним из возможных последствий станет усиление растерянности, апатии в среде демократического электората. Значительная его часть может просто отказаться от участия в выборах в любой форме.

А. Милинкевич был самым известным в Европе оппозиционным политиком Беларуси. Там его считали лидером белорусской оппозиции. Теперь в ЕС еще больше ослабит внимание к демократическим силам Беларуси. Кроме того, становится совсем непонятным, с кем в среде белорусской оппозиции вести переговоры, кто является ее репрезентативным представителем.

Еще одним последствием станет усиление «безрыбья» на национально-демократическом фланге белорусской оппозиции. Сегодня там А. Милинкевича заменить некем.

Что касается политического будущего А. Милинкевича и движения «За Свободу!», то это решение будет иметь отрицательные последствия и для его самого, и возглавляемой им организации. Неучастие в выборах снижает политический вес политиков и структур. И наоборот, кандидат, который соберет 100 тыс. подписей, существенно усилит свои позиции в оппозиционной среде в поствыборный период.

Движения «За Свободу!» — организация, созданная исключительно под А. Милинкевича, для его поддержки на президентских выборах. Никакой особой идеологической платформы, объединяющей активистов, у движения нет. Теперь смысл существования этой структуры под большим вопросом.