Белорусское бизнес-сообщество единодушно выступило против подписания президентом закона «О поддержке малого и среднего бизнеса», одобренного обеими палатами белорусского парламента. В чем причины такой резкой реакции со стороны бизнес-сообщества на данную законодательную инициативу?

Сергей Балыкин. Суета вокруг проекта закона о малом бизнесе, носит, скорее, эмоционально-пропагандистский, нежели рациональный характер. Сам по себе этот закон не оказывает существенного влияния на бизнес-климат. Кроме того, и альтернативный законопроект, разработанный белорусской оппозиции, содержит множество ошибок и не выдерживает никакой критики.

Закон о малом и среднем бизнесе, несомненно, важный нормативный акт, однако он носит скорее технический характер. К сожалению, его фетишизируют представители некоторых околопредпринимательских объединений и власти. Но реальное значение этого закона в деле создания благоприятного бизнес-климата крайне невелико. Для создания благоприятного бизнес-климата необходимо внесение поправок в огромное число нормативных правовых актов. Прежде всего, в Гражданский и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.

Отмечу, что разработанный властью законопроект далек от совершенства. Однако он явно не заслуживает того остракизма, которому его подвергают политики от предпринимательства. Честно говоря, пользы от такого закона немного, но и вреда никакого нет. Не стоит забывать, что новый закон по сути новым не является. Он просто продолжает нормативные акты, существующие сегодня.

Напомним, что в прошлом году Александр Лукашенко издал указ № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». В свою очередь, этот указ заменил своего предшественника — указ от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Повторюсь, закон о поддержке малого предпринимательства, как и указы-предшественники, носит технический характер. Он определяет понятия малого и среднего предпринимательства, центра поддержки предпринимательства, бизнес инкубатора, а также формы господдержки малого и среднего бизнеса.

Главные недостатки законопроекта — его декларативность, неконкретность и избыточность отсылочных норм. В этом смысле намного более удачным представляется проект закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, разработанный союзом им. М. С. Кунявского. Однако он также едва ли вызовет положительные отзывы оппозиционеров.

Законопроект, подготовленный «оппозиционными предпринимателями», крайне неудачен, нарушает все мыслимые и немыслимые требования юридической техники и является по существу популистским. Ошибки начинаются с самой первой фразы, которая определяет предмет правового регулирования закона сразу двумя терминами «малое предпринимательство» и «малый бизнес». Но в праве каждому определению должно соответствовать только одно понятие, и синонимы недопустимы.

Но это не самый большой «грех» авторов оппозиционного законопроекта. Дело в том, что они порождают иллюзию, что с помощью одного законопроекта можно решить едва ли не все проблемы малого бизнеса. К сожалению, белорусская оппозиция в этом смысле ничем не отличается от власти, которая заявляет, что все проблемы либерализации белорусской экономики можно решить при помощи одной-единственной директивы.

«Оппозиционный» законопроект предполагает урегулирование правоотношения в гражданской, налоговой, административной и многих других сферах. Но ведь это совершенно разные отрасли права. И регулируются они отраслевыми нормативными актами. В них-то и следует вносить изменения.

Кроме того, получается, что для малых и больших предприятий устанавливаются разные правила. Это что, регистрация, например, малого и большого предприятия должна проходить по разным правилам? Но как на стадии регистрации понять будет бизнес малым или большим? И как поступать, если малое предприятие «вырастет»? Проводить перерегистрацию?

Можно привести еще множество примеров ошибок и ошибочек которыми изобилует оппозиционный законопроект. Другое дело, что большого смысла в этом нет.

Действительно реальная работа по созданию благоприятного бизнес-климата предполагает внесение изменений в целый комплекс нормативных актов. Иное дело, что власти это не нужно, а оппозиции не под силу. У оппозиции попросту нет соответствующих экспертов. Если с политологами, политтехнологами, правозащитниками и макроэкономистами больших проблем нет, то с юристами-хозяйственниками, микроэкономистами и пр. оппозиционные движения просто не располагают. А привлекать внимание, между тем, нужно. Поэтому и пиарятся белорусские оппозиционеры как могут.