/Мгновенный рапорт/

Неформальный форум

Напомню, что 15-20 лет назад «неформалами» называли всех, кто «не идет в русле». Сейчас наблюдается фактически то же самое, поэтому VIII Минский форум (официальное название «Европейское соседство Германии и Беларуси: внешняя политика, экономика и общество») можно называть неформальным только потому, что он не организован нынешней властью.

Фактически этот вывод подтвердил белорусский парламентарий Виктор Марахин, сказав на одной из панелей (сейчас так модно называть заседания в рабочих секциях), что с 2003 года политика Германии в отношении Беларуси заметно изменилась. Германия действует строго в рамках Евросоюза, то есть нескрываемый властями расчет на немецкую прагматичность явно «дает сбои».

К слову, то, что у наших народных избранников есть проблемы в общении с европейскими коллегами довольно наглядно было продемонстрировано на форуме.

Заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Анатолий Красуцкий, наверное, на радостях даже предлагал изменить очередность мероприятий, чтобы немецкие парламентарии могли спокойно побеседовать с теми, кто был избран 17 октября прошлого года, но заранее проанонсированная встреча не состоялась.

«Наши» утверждают, что немцы сами напросились на разговор в стенах белорусского парламента. Члены нового бундестага посчитали, что таким образом нижняя палата национального парламента РБ будет фактически легитимирована, и в Овальном зале не появились. А на следующее утро первое пленарное заседание Форума проигнорировали в свою очередь белорусские депутаты, что стало поводом представителю фонда «Наука и политика» Ханнесу Адомайту предположить, что им запретили приходить на форум. К счастью, он ошибся. Но встреча все-таки состоялась. В этом заверил организаторов форума посол Федеративной Республики Германии в Республике Беларусь Мартин Хеккер. Она прошла в «неформальной обстановке» …

За три дня работы форума его посетили дипломаты довольно многих стран, поэтому, дабы кого-то не забыть, акцентируем ваше внимание только на господине Хеккере. К тому же именно он больше и чаще других выступал.

Кстати, именно от него все узнали, что министерство иностранных дел Беларуси не принимало участия в данном форуме, «потому что все ответственные работники министерства находятся за рубежом», как было неожиданно заявлено за неделю до начала мероприятий.

Кроме того, МИД Беларуси дал понять, что приезд в Беларусь заместителя председателя Европейского парламента Януша Онышкевича, который выступал в прошлом году на Минском форуме с докладом и который еще в июне этого года приезжал в Беларусь, был бы неуместен. К слову, несмотря на это, Януш Онышкевич до столицы все-таки доехал — ему не нужно нашей визы.

Вызывает определенный интерес и выступление Мартина Хеккера по поводу развития туризма, фрагмент из которого мы процитируем: «Туризм в Восточной Европе переживает подъем, лишь в Беларуси нет. Беларусь остается „белым пятном“ на туристической карте Европы». Так написала недавно «Зюддойче Цайтунг» и указала на то, что в Польше в 2003 г. провели отпуск 14 млн. человек, в то время как в Беларуси побывало лишь 350.000 человек.

Не берусь судить, верны ли эти цифры. Но я не знаю никакой другой европейской столицы, где, как в Минске, я так редко слышу на улицах города немецкий, английский, французский или испанский язык».

Еще одна весьма любопытная цитата: «Мы снова и снова сталкиваемся со случаями, когда немцы, путешествующие поездом из Москвы в Берлин или наоборот, с большим удивлением узнают, что союз Беларуси с Российской Федерацией хотя и существует, но визы, выдаваемые Российской Федерацией, Беларусью не признаются. Если человек, прибывающий из Польши в Брест, наряду с российской визой не имеет белорусской, он не может продолжить свою поездку в Москву. Его отправляют назад, и он добирается до Москвы на самолете из Варшавы — если располагает финансовыми возможностями. А если человек прибывает в Брест, следуя из Москвы, то у него будет еще больше неприятностей: он должен вернуться в Минск; там он обращается в Посольство Германии с жалобами на правовые нормы Беларуси и на союз, который в его понимании союзом на самом деле не является. Как правило, этот человек может продолжить свою поездку в Германию только на следующий день после уплаты штрафа и получения белорусской визы».

В кулуарах Минского международного образовательного центра (ММОЦ) доводилось слышать следующее: власть так сильно «давила» на организаторов, что те не включили в число выступающих ни одного оппозиционера, предоставив им возможность принимать участие лишь в дискуссиях. Власть убедилась в этом (действительно, первоначальный вариант формата форума существенно отличается от конечного) и попросту немцев «кинула».

Не беремся судить, насколько это соответствует действительности, отметим только, что ММОЦ находится между своеобразными «молотом» и «наковальней». Потому новому немецкому директору Астрид Зам и ее белорусскому коллеге Виктору Балакиреву действительно приходится нелегко.

Оппозиционеры все же были у микрофонов. Акцентируем внимание лишь на одном нюансе из выступления Анатолия Лебедько, который рассказал, что, когда министры иностранных дел стан ЕС обсуждали проблемы Беларуси, литовское предложение насчет упоминания нашей независимости безоговорочно и сразу было поддержано только Польшей. «Ветераны» европейской интеграции свое конкретное мнение не озвучивали, а некоторые «южные» страны выразили желание узнать по этому поводу мнение России…

Интересно, не правда ли? Так с какой страной все-таки соседствует ЕС?