?В новой военной доктрине РФ, опубликованной на сайте Кремля 5 февраля, Беларусь значится на первом месте в приоритетах военно-политического сотрудничества России. Чем обусловлено выделение Беларуси из списка региональных союзников России? Почему на первое место ставится военно-политическое сотрудничество в рамках Союзного государства, а не в формате ОДКБ?

Кирилл Коктыш. Для этого есть довольно много причин. Так, можно говорить, что военно-политическая кооперация — это практически единственная сфера российско-белорусских отношений, в которой не происходило значимых конфликтов интересов Минска и Москвы. Какие бы баталии ни разворачивались между Беларусью и Россией, ни одна из сторон не рисковала ставить под вопрос ценность и значимость военно-политического сотрудничества.

Можно также говорить, что кооперация в военной области, в первую очередь в плане производства и продажи военной техники, всегда оставалась вещью взаимовыгодной, от которой выигрывала и Россия, и Беларусь. При этом выгоды, извлекаемые тут Беларусью в кооперации с Россией, явно не могут быть извлечены в одиночку: самостоятельные действия скорее приведут к потере рынков.

Можно также говорить, что степень структурной зависимости Беларуси от России в этом году, после установления нового формата энергетических отношений, существенно выросла. Кроме прочего, это означает значимый рост цены каждой последующей победы или поражения белорусского руководства, как в экономическом, так и в политическом плане.

Таким образом, можно констатировать, что Россия рассчитывает, что белорусское руководство, действуя в рамках прагматики, будет делать рациональный выбор, и будет развивать выгодное для себя военное сотрудничество с Россией. А степень интеграции в первую очередь в области военного производства настолько высока, что реализация российско-белорусских проектов может представляться более перспективной, нежели кооперация в рамках ОДКБ, представляющая собой более долгосрочный проект.

Обсудить публикацию