Судя по высказываниям Александра Лукашенко, а также депутатов белорусского парламента, Беларусь готова подписать соглашение по КСОР ОДКБ. Что подписание соглашения означает для нашей страны на практике? Какие участие в КСОР Беларуси несет преимущества и опасности?

Александр Алесин. Решение президента Беларуси, в ответ на запрет поставок белорусских молокопродуктов в Россию, бойкотировать саммит глав государств-участников ОДКБ, состоявшийся 14 июня в Москве и подписание соглашения о создании многонациональных сил оперативного развертывания (КСОР), вызвало весьма болезненную реакцию в Кремле.

По сути дела, демарш Минска поставил под угрозу весь российский проект, предусматривающий создание механизма по контролю за военно-стратегической ситуацией на постсоветском пространстве, некого аналога и противовеса НАТО. Средством реализации этого замысла и должны стать дееспособные коллективные силы оперативного развертывания.

Напомним, что предварительное соглашение о создании КСОР было подписано 4 февраля 2009 г. в Москве по итогам встречи глав 6 государств-участников ОДКБ — России, Казахстана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана, Армении. С оговорками к ним примкнул Узбекистан.

Из документа следовало, что КСОР ОДКБ будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предполагаемая численность контингента КСОР была определена в 15-20 тыс. человек. Военная компонента КСОР должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Которые получат средства и возможности мобильной переброски в любую точку зоны ответственности ОДКБ.

Однако, уже тогда аналитики отметили размытость формулировок данного соглашения. Возможность неоднозначного толкования назначения КСОР, поводов, способов и регионов его применения сразу же породила много разногласий среди участников ОДКБ. В т. ч., серьезные противоречия выявились между Москвой и Минском. Насколько можно понять из высказываний официальных лиц РФ, руководству России хотелось бы, чтобы Беларусь посылала бы своих солдат в составе КСОР в горячие точки СНГ.

В ответ представители МИД РБ выступили с заявлением, что «нормы законодательства нашей страны, предусматривающие запрет на участие белорусских военнослужащих в боевых действиях за пределами национальной территории будут неуклонно соблюдаться».

Да и как следует из текста предварительного соглашения, «решения о задействовании КСОР будут приниматься только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса». Применительно же к нашей стране речь, вообще, идет о том, что ее военнослужащие могут быть задействованы только в зоне ответственности региональной группировки сил РБ и РФ.

В Москве, не желая обострять разногласия, заявили о возможности того, что белорусские военные могут быть задействованы не в боевых, а во вспомогательных операциях (тыловое, тыловое обепечение, транспорт, логистика и т. д.). Да и антитеррористические действия ведут не только воинские формирования, но и соответствующие подразделения спецслужб, которые по определению не ограничиваются ни странами, ни континентами.

Таким образом, в Кремле де-факто согласились с тем, что документ о создании КСОР является рамочным, и их применение каждый раз будет требовать отдельного согласования. Которое может и не состоятся. В ответ на законный вопрос о том, зачем участие в КСОР вообще нужно Лукашенко, большинство экспертов отвечает в том духе, что, вступая в этот проект, он намерен получить от России современные вооружения по максимально льготным ценам.