? Министр финансов Андрей Харковец 24 июня сообщил журналистам, что Беларусь обратилась к Евросоюзу с просьбой об оказании финансовой помощи. О чем могли попросить Евросоюз белорусские власти?

Елена Ракова. Следует отметить, что эта просьба о помощи не является совсем неожиданной, учитывая и приказ «искать счастья в других частях света», и активизацию европейского вектора в белорусской политике. Однако на что могут рассчитывать белорусские власти? Откуда и под что могут быть выданы очередные кредиты? А судя по сообщению министра, речь идет именно о кредите, а не об участии в приватизации, модернизации и т. п., что означало бы не финансовую помощь, а бизнес проект.

В принципе, финансовая помощь ЕС строго регламентирована. Она осуществляется через несколько существующих структурных фондов на их четко расписанные цели и задачи: укрепление европейской интеграции; развитие экономики стран ЕС; проведение единой сельскохозяйственной политики и пр. При этом помощь направляется странам Евросоюза или, в отдельных случаях, странам-кандидатам.

Можно предположить, что Беларуси наиболее интересен вариант получения помощи на преодоление проблем платежного баланса. Как правило, такую помощь оказывают исключительно странам ЕС (например, в текущем году — Латвии).
Однако иногда случаются и исключения. Например, в 2007 г. Молдова получила макрофинансовую помощь на сумму 45 млн. евро для преодоления проблем платежного баланса. У страны были исключительные обстоятельства — резкий рост цены на российский газ и эмбарго на экспорт вина в Россию (винодельческая отрасль формирует 25% ВВП страны).

Тут важно обратить внимание на два обстоятельства — размер полученных денег, а также встречные требования ЕС (Молдове необходимо было повысить прозрачность государственных финансов, обеспечить выполнение рекомендаций МВФ относительно макроэкономических и бюджетных показателей, улучшить ситуацию с защитой прав человека, в том числе национальных меньшинств).

Будет ли Беларусь еще одним исключением? Страна, где проблемы с платежным балансом начались не вдруг, и не от злого умысла Москвы. Страна, где до сих пор не подписан Action plan; которая только начала сотрудничество с ЕС, все еще больше обещая, чем делая? Кроме того, Беларуси нужно примерно 500 млн. долл. каждый месяц; очень сомнительно, что в текущих условиях ЕС выделит значительную сумму.

С другой стороны, требования МВФ могут все больше вступать в противоречие с текущей экономической политикой, проводимой белорусским правительством.

Соответственно, можно выделить несколько аспектов у этой просьбы. Это может быть банальная рутина в русле выполнения поручений президента — просить у всех и хоть по «чайной ложке». Не очень-то и ожидая, что дадут. Тут может быть и политика давления на Москву — мол, не хотите с нами дружить и давать денег, ну и не надо, в других местах дадут. А может, за просьбой стоят другие важные договоренности и обещания. О которых можно только гадать. В любом случае, мы все больше будем влезать в долговую ловушку. Ведь взять денег в долг легко. Это отдавать и трудно, и жалко.

Обсудить публикацию