Главный ресурс любой страны — не нефть, газ или золото, а люди. Недаром лозунг «Кадры решают все» (В.И. Сталин) — без указания автора — можно встретить в цехах и офисах очень многих японских корпораций. И другие западные корпорации, если и не вывешивают лозунги, то обязательно декларируют в своих программных документах, что главным богатством компании являются ее кадры. Это относится не только к корпорациям, но и к странам в целом. Вот, например, посещающие Швецию делегации с востока часто удивляются: нефти нет, газа нет, земля — сплошные скалы и болота, да еще и на севере, но люди живут намного лучше, причем настолько лучше, что Швеция стабильно занимает первые строчки списков, ранжирующих страны по уровню жизни. И сами же отвечают: кадры решают все. Или что-то в этом духе.

И у нас соглашаются, что главным ресурсом страны являются ее люди. На словах соглашаются, но, как часто у нас бывает, на практике проводят другую политику. В результате мы свой главный ресурс довольно быстро теряем. Правда, у многих наших соседей наблюдается сходная картина, но это нам не в плюс, а в минус, поскольку эта общая картина нашу ситуацию лишь усугубляет. Например, в соседней России «человеческая» проблема еще более острая, но имея среднюю зарплату примерно в два раза больше нашей, они могут привлекать кадры из соседних стран, в том числе из Беларуси. Поэтому кивать на соседей не будем, а обратимся к собственной ситуации.

1. Сокращение населения и его старение.

Несмотря на рапорты об успехах, достигнутых в решении демографических проблем, население страны продолжает сокращаться. Подробно об этом писать не буду, материалов на эту тему много, например см. материал «Режимы приходят и уходят, народы остаются» в «НМ» от 18.03.08 Константина Скуратовича.

Приведу фрагмент из этого материала. «Национальный отчет „Беларусь: 10 лет после Международной Каирской конференции по народонаселению и развитию“, подготовленный белорусскими специалистами и изданный при финансовой и организационной поддержке Фонда ООН в области народонаселения, предусматривает, что согласно „оптимистическому“ сценарию — к 2015 году население Беларуси сократиться примерно до 9,73 миллиона человек, согласно „пессимистическому“, составит менее 9,5 миллиона человек, по „среднему“ сценарию — 9,6 миллионов. Подчеркнем: эти выводы сделаны в результате комплексного анализа, проведенного белорусскими учеными и практиками. Но, похоже, даже они ошиблись. В ответе на письмо управления юстиции я это предположение подтвердил данными официальной статистики за 2006 год, когда численность населения Беларуси за 2006 года сократилась на 36,3 тысячи человек и составила на 1 января 2007 года 9,71 миллиона человек. По сравнению с 1994 годом, когда впервые была зарегистрирована естественная убыль, население Беларуси сократилось на 657 тысяч человек. Согласно пессимистическому сценарию, это должно было случиться не раньше 2010 года. Таким образом, жизнь из трех предложенных вариантов, похоже, выбирает еще худший — четвертый… Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2008 г., по предварительным данным Минстата, составила 9689,7 тыс. человек и по сравнению с началом 2007 года уменьшилась на 24,8 тыс. человек».

Кроме того, продолжается старение населения Беларуси. Так, на начало 2007 года в стране было 2 586 тысяч пенсионеров, что уже больше половины от количества тех, кто продолжает работать. Правда, руководство страны собралось увеличить пенсионный возраст, но это ситуацию вряд ли изменит кардинально, разве что ускорит отток кадров из страны, за молодыми потянутся и люди предпенсионного возраста. А это может стать еще одной, быть может, основной причиной, потери нашей страной своего «главного ресурса».

Правда, как пишет упомянутый К. Скуратович, на эти процессы повлиять достаточно сложно — население сокращается и будет сокращаться, несмотря на инициативы и оптимистические отчеты властей. Между тем актуализация других факторов — уже прямое следствие политики властей по отношению к «главному ресурсу».

2. Отъезд из страны наиболее квалифицированных и инициативных специалистов.

Они, к слову, потому и уезжают, что инициативные. По оценкам экспертов, около 1 млн. человек уже уехало из страны «на заработки». Причем уезжают все категории специалистов — снизу доверху — не только строители, которыми наше руководство озаботилось официально. Например, в стране ощущается острая нехватка квалифицированных руководителей среднего и высшего звена. Одна из ее причин — большой отток квалифицированных руководителей в соседние страны. В основном в Россию. А опросы показывают, что около 70% молодых людей до 25 лет хотели бы уехать из страны. Если бы уехали все, кто хочет, через 5 лет работать в стране было бы некому. Как сказал один из наших известных экспертов, скоро в стране могут остаться только пенсионеры, бомжи, да еще правитель с сыновьями. Конечно, он намеренно утрирует, но тенденция подмечена верно.

Сказываются тут и инициативы соседей: «карта поляка», литовский закон «О гражданстве», решения ЕС по трудовой миграции из стран Восточной Европы, не входящих в ЕС. Ну, а российское направление вообще абсолютно открыто и, кстати, средняя зарплата в России уже практически в два раза превышает нашу, причем про эксперименты с пенсионным возрастом они не говорят пока. Естественно и наше положение «в центре Европы» имеет значение. Практически каждый у нас при желании может оказаться «поляком», «литовцем» или «литвином», «русским», «украинцем», а уж европейцы мы просто по определению. Так что в принципе для инициативного и квалифицированного белоруса сегодня все пути открыты, благо все наши соседи на западе, востоке, севере и юге испытывают усиливающийся кадровый голод.

3. Люмпенизация тех, кто недостаточно инициативен, чтобы уехать.

Здесь имеется в виду трудоспособное население. Пенсионеры в основной массе не уезжают и не люмпенизируются, но и отдача от них не очень велика, во всяком случае, для рывка в постиндустриальную цивилизацию — это далеко не самый лучший контингент. Из экономически активных граждан, как уже отмечалось выше, наиболее квалифицированные и инициативные стараются найти применение своим способностям за пределами нашей страны. Профессиональный уровень кадров продолжающих работать в Беларуси соответственно снижается.

Снижают уровень кадров, особенно их инновационно-творческий потенциал, и жесткие рамки, в которых стараются удержать «главный ресурс» наши власти.

Автору высказывания «Кадры решают все» приписывают также другую фразу: «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы». Вольные и невольные его последователи в Беларуси решали «проблемы» так успешно, что в конце концов страна практически осталась без кадров, которые решают все. Остались только те кадры, которые ничего решать не могли или не хотели, и, соответственно, не могут адекватно ответить на исторические вызовы (как нередко сегодня говорят), когда такая необходимость перед страной встала.

Фазилю Искандеру принадлежат слова: «Не всякая критика — мысль, но всякая мысль — критика». Подавление же всякой критики — это подавление всякой мысли. А страна, где отсутствует мысль, долго существовать не может. На экстенсивном развитии и копировании продуктов чужой мысли долго не проживешь. С чем сегодня и мы начинаем сталкиваться. Экстенсивное наращивание объемов рано или поздно приводит к нехватке ресурсов, и главным дефицитом, как мне кажется, становится дефицит квалифицированных, мыслящих кадров. Интенсивное инновационное развитие тормозится той же нехваткой активных, мыслящих кадров, ведь до сих пор всякая подлинная инновация воспринимается как крамола, и подавляется. Известно почему, ведь, по большому счету, инновационное решение является критикой чего-то старого, отжившего свой срок.

Обсудить публикацию