Суть экономической блокады выразил Черчилль: смирительная рубашка, медленно, но неотвратимо охватывающая пациента… «первый год — никакого эффекта, второй — очень малое воздействие, третий — незначительные результаты, четвертый — коллапс экономики».

Не так давно США ввели санкции против некоторых, правда, ключевых, белорусских предприятий. Белорусская сторона объявила, что эти санкции никак на ее «процветание» не влияют и не повлияют в будущем. Подтвердить или опровергнуть это пока сложно, поскольку времени прошло всего ничего.

Евросоюз отменил преференции для наших предприятий несколько ранее, так что можно попробовать оценить последствия. Здесь Минск, правда, тоже сразу же заявил, что для нашего могущественного государства эти потерянные деньги — «просто слезы», что эти потери ни на что повлиять не могут, и быстро забыл о санкциях. Но вот так ли это? В первую очередь отмена преференций коснулась нашего легпрома. В каком он ныне состоянии? Похоже, это состояние близко к состоянию трупа. Официально в этом, конечно, никто не признается, к такому выводу подталкивают последние действия властей.

По сообщению БЕЛТА, «предприятиям концерна „Беллегпром“ будет оказана государственная поддержка. Соответствующий указ № 282 „О некоторых вопросах Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности“ президент Беларуси подписал 19 мая, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства. Документом предусмотрено предоставление в 2008–2012 годах организациям, входящим в состав концерна „Беллегпром“, рассрочки на три года уплаты налога на добавленную стоимость с даты ввоза отдельных товаров для собственного производства, а также освобождение таких товаров от обложения таможенными пошлинами при ввозе. Одновременно предоставлена отсрочка по 31 декабря 2010 года погашения образовавшейся на 1 января 2008 года задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и их рассрочка с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года, по платежам в Фонд социальной защиты населения — отсрочка до 30 июня 2008 года и их рассрочка с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года. Кроме того, ОАО „АСБ Беларусбанк“ предложено выдать в 2008–2009 годах организациям этого концерна кредиты в сумме Br622,25 млрд. под гарантии правительства с взиманием 6,5% годовых и погашением их в течение 5 лет с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014 года. Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано оказать соответствующую финансовую помощь данным организациям. По мнению правительства, принятие таких мер позволит осуществить техническое переоснащение предприятий легкой промышленности, поддержать белорусского товаропроизводителя, сохранить имеющийся производственный и кадровый потенциал отрасли, нарастить объемы производства и повысить качество выпускаемой продукции, улучшить финансовое состояние этих предприятий».

Все это однозначно напоминает попытку спасти умирающего.

С 15 мая белорусы начали ввозить товары из-за рубежа по новым правилам. Точнее, по утвержденным руководством Государственного таможенного комитета (ГТК) Методическим рекомендациям по определению предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами. Хотя это внутренний документ ГТК, на самом деле он касается не только и не столько таможенников, а практически всех граждан нашей страны, которые захотят привезти из-за границы одежду, бытовую технику или другие вещи для личного пользования. Вводятся новые правила «индивидуального импорта». Раньше, согласно президентскому указу № 503, изданному 15 октября 2007 года, всем, без исключения, белорусам разрешалось ввозить беспошлинно товаров для личного пользования общим весом до 35 кг и стоимостью не более 1 тысячи евро. Но спустя ровно полгода таможня решили разделить всех людей, пересекающих границу на две условные группы: «честных» и «челноков». К первой группе отнесли граждан, выезжающих за пределы Родины реже одного раза в 2 месяца, а также тех, кто бывает за границей чаще, но исключительно по служебным делам. Для такой категории оставили утвержденные президентским указом нормы ввоза товаров. А вот для тех, кто посещает иностранные государства чаще одного раза в 2 месяца, да еще и без упомянутых «уважительных причин», таможня ввела индивидуальные лимиты. Касаются они так называемых «челноков». Это «нововведение», правда, не только продукции легпрома касается — впрочем, там детально описано количество маек и трусов, которые теперь белорус не должен ввозить из-за рубежа. Народ смеется: «Будем по пять трусиков и бюстгальтеров на себя надевать». Мера действительно смешная, но ради спасения умирающего ведь идут на все.

Так что получается, что «эти слезы» — льготы и преференции Евросоюза были для нашего легпрома отнюдь не лишними. Эти 400 миллионов долларов (по оценкам независимых экспертов) позволяли нашему легпрому худо-бедно выживать. После отмены преференций он начал умирать. Китайский рынок, как нам обещали, завоевать не удалось — там и своего такого добра хватает, причем куда более дешевого. Да что китайский, с нашего рынка продукцию белорусской легкой промышленности начали вытеснять соседи, например, украинцы. К тому же та же Украина уже вступила в ВТО. Теперь к старым преференциям на европейском рынке для них фактически добавились новые. Тот же украинский легпром станет еще более конкурентоспособным. Так что придется строить «китайскую стену» вдоль границы с Украиной. Но это не спасет.

Несложно предположить, что меры, предусмотренные указом № 282, тоже не дадут ожидаемого эффекта. Меры только по модернизации производства спасти не могут. Ведь иногда решающими являются экономические и политические условия деятельности предприятий, а не только техническое состояние станков. Упомянутый украинский легпром, как уже сказано, включен в систему преференций ЕС, к тому же для Украины как члена ВТО рынок стран других участников этой организации более открыт, чем для наших предприятий. А эти факторы могут оказаться решающими. По тем же причинам украинцам легче привлекать внешние инвестиции для модернизации производства. Нам же по-прежнему приходится отбирать у одних, чтобы дать другим. Ведь раз легпрому дали, значит, у кого-то прямо или косвенно забрали. Получается, через какое-то время «ляжет» кто-то другой. Такой вот «тришкин кафтан». А надежд на то, что модернизированный легпром с лихвой отработает эти средства, — очень мала по указанным выше причинам. Словом, системный кризис только заменой станков не вылечишь.

Ну и что касается санкций США. Думаю, рано пока трубить со всех экранов о нашей полной и окончательной победе. Подождем год-другой.

Обсудить публикации