Очень часто — и вполне справедливо — независимые отечественные аналитики фиксируют то обстоятельство, что Лукашенко располагает весьма ограниченной кадровой «скамейкой запасных». Обойма номенклатурных мастодонтов практически исчерпана: на передний край срочно начинается выдвигаться контингент, напоминающий гитлеровский «фольксштурм» образца 1945 года. Это — представители так называемых «молодых волков» (помощник президента Макей, замглавы администрации Петкевич, наконец, сам Лукашенко-младший).

Безусловно, определенная логика в этом есть. История неоднократно демонстрировала, что именно нескованные никакими моральными ограничениями и страхом греха (что дается исключительно прожитыми годами) политические тинэйджеры способны на любые злодеяния во имя захвата/сохранения власти и продолжения карьеры. Средний возраст вожаков Великой Французской революции был порядка 30 лет, первого ленинского правительства — чуть более 37 лет. Нашей же ситуации несравненно ближе прецедент Кампучии при Пол Поте: средний возраст армии «красных кхмеров», уничтоживших за 7 лет треть населения страны (более 2 миллионов человек), был 12 — 14 лет.

Тем не менее, несмотря на всю стратегическую ущербность социально-экономической модели, навязываемой Беларуси ее нынешним отчимом-батькой, какие-то (пусть даже на уровне рефлексов) выводы для себя Лукашенко делает. Не дает формироваться вертикально спаянным бюрократическим кланам, время от времени ставит во главу учреждений государственного контроля принципиальных и слегка ограниченных людей (а именно таких туда и надо), перманентно обновляет свой «ближний» и «дальний» круг. Пусть и в практически кинематографическом формате (24 «кадра в секунду»), но обновление структур (не технологий) власти происходит.

Что происходит в оппозиции?

Я уже писал о принципиальной несменяемости оппозиционных вожаков, уже находящихся у кормила собственных партий по 7-12 лет. (Даже в этом контексте очевидно их принципиальное сродство менталитету Лукашенко; он не желает отдавать ответственность за бредущую не шатко, не валко страну — они не хотят менять свой статус «грантье» на положение протестных пролетариев.) Но давайте посмотрим на сами принципы тасовки кадровой колоды оппозиции на реально ключевых «должностях».

В 1994 году — после свергнутого Кебичем-Лукашенко Станислава Шушкевича Верховный Совет возглавил Мечеслав Гриб, ничем на этом посту себя не проявивший. Это была просто очередная, более высокая, запись в его трудовой книжке.

В 2001 году руководителем предвыборного штаба перспективного и харизматичного кандидата в президенты РБ Семена Домаша был Александр Милинкевич. У претендента на высший государственный пост и его начштаба логика едина: только победить. Ибо последний, как правило, становится премьером или главой администрации. Милинкевич конкретно «слил» своего патрона под апатично-анемичного, абсолютно «непроходного», профсоюзного чиновника Гончарика. «Кооперативный» «мат» оппозиции и власти тогда вполне удался — хотя игра, естественно, пошла не в пользу оппозиции.

В 2006 году уже сам великий «планировщик поражения» 2001 года Милинкевич строит президентскую кампанию под себя. С тем же успехом. И что примечательно: Александр Козулин — который на самом старте собственной громкой политической карьеры — был вынужден работать с существующими на тот момент представителями крыловского «квартета», приглашает Гриба возглавить свой предвыборный штаб. Трагический круг замкнулся.

Когда-то — еще в 30-е годы прошлого века — западные газеты представляли кадровую организацию СССР так: во френче стоит товарищ Сталин и из каждого из его многочисленных карманов выглядывает мини-Сталин. Если бы сейчас эти художники сочли необходимым потратить вдохновение для изображения устройства нынешней белорусской оппозиции, это бы выглядело следующим образом. Рядом стоят три-четыре пигмея и у каждого из кармана пиджака выглядывает мини-пигмей — точь-в-точь похожий на него. Но самое страшное то, что этим перечнем (попавших в рамки подобного рисунка) персональный состав оппозиции и ограничивается.

Тут уже нельзя не вспомнить классическое: «Доколе?!»

Господа официальные оппозиционеры, попробуйте дать слово: если этой (даже не самой благоприятной для батькиного режима) осенью ваши непонятно какие марши вновь завершатся абсолютной бессмыслицей, предопределенной «разрухой» в хорошо известных головах, прекратите застилать горизонты своему народу. Ваши посадки (на 5-15 суток) уже давно напоминают командировки холеных ответственных работников пресловутого ЦК КПСС в подшефные колхозы. Легкое временное неудобство, не более того.

Или — если вы настолько убеждены в том, что без ваших неизменно постных физиономий западный зритель не узнает телевизионную картинку из Беларуси — сделайте конкурс политических проектов и технологий борьбы за власть открытым. Даже Лукашенко начал иногда организовывать «тендеры». Вы же сами планируете поражения, сами потом их добиваетесь, сами посыпаете себе голову пеплом и вновь начинаете (в том же обреченно-послушном властям режиме) их планировать…

Бывают стратегии поражений, бывают стратеги поражения. Причем вторые — несравненно хуже, поскольку если первые можно изменить, то вторые воспроизводят неизменное.

Обсуждение статьи в ЖЖ