Участники дискуссии:
Геннадий Максак, Полесский фонд международных и региональных исследований (г. Чернигов), исследователь

Александр Федута, исследователь, специалист в области публичной политики и политических технологий

Валерия Костюгова, аналитическая группа «Наше мнение», редактор

Сегодня мы обсуждаем причины и вероятные последствия политического кризиса в Украине, разрешением которого могут стать досрочные выборы в Верховную Раду. Напомним, что президент Украины назначил в апреле досрочные выборы в Верховную Раду из-за расширения коалиционного большинства в Раде за счет «скупки» депутатов оппозиции. Ситуацию в Украине анализируют украинский политолог Геннадий Максак и Александр Федута, в последние годы принимающий активное участие в политической жизни Украины.

В. Костюгова: Уважаемый Геннадий, теперь, когда Верховная Рада согласилась на досрочные перевыборы и главная политическая интрига касается преимущественно даты их проведения, стороннему наблюдателю трудно понять, зачем Виктор Ющенко настаивает на проведении выборов в начале лета. Социологические опросы электоральных настроений свидетельствуют о весьма невысоком рейтинге «Нашей Украины». Так, центр «Социс» считает, что электоральный расклад в настоящий момент составляет 37% Партии регионов против 9% «Нашей Украины» и 21% БЮТ, ФОМ — 26% Партии регионов против 10,7 «НУ» и 17,4 БЮТ. Есть ли у Ющенко какие-то серьезные основания желать проведения выборов в максимально короткий срок?

Г. Максак: Верховная Рада еще не согласилась на досрочные выборы. Об этом могут свидетельствовать позиции миноритарных членов проправительственной коалиции коммунистов и социалистов. Однако важно, что консенсус относительно необходимости досрочных выборов достигнут на уровне лидеров Виктора Ющенко и Виктора Януковича. В силу закулисности переговоров очень сложно говорить о реальных предпосылках согласия Януковича идти на перевыборы парламента, учитывая его ранее доминировавшую установку на игнорирование президентского указа. Однако вполне можно предположить, что переговорная платформа включала и возможность торга относительно сроков проведения досрочных выборов. Максимально сжатые сроки определенно выгодны президенту Украины, поскольку позволяют решить некоторые тактические задачи.

Во-первых, ему необходимо привести пропрезидентскую партию «Наша Украина» к досрочным выборам на пике возможной популярности. Затягивание сроков в глазах избирателей будет выглядеть неким проявлением слабости со стороны Виктора Ющенко, инициировавшего процесс досрочных выборов, что, в свою очередь, не прибавит голосов «Нашей Украине». Симптоматично, что на данном этапе социологические службы отмечают рост популярности «НУ» на фоне уменьшения поддержки Блока Юлии Тимошенко.

Во-вторых, В. Ющенко отчетливо осознает, что перенос даты голосования на октябрь, на чем настаивают представители Партии регионов, позволит проправительственным силам переформатировать свою генеральную линию поведения и включиться в предвыборную гонку с ресурсами, которые в несколько раз превышают возможности представителей оппозиции. В этом контексте нет гарантии, что опять не возникнет вопроса о досрочных президентских выборах как предвыборном лозунге и повестке дня для нового парламента, где с большой долей вероятности будет доминировать Партия регионов.

В-третьих, чем дольше будет продолжаться политическая неопределенность, тем меньше сторонников «оранжевых» сил придут на избирательные участки. В силу этого возможны электоральные перекосы в сторону увеличения поддержки радикальных сил, к примеру прогрессивных социалистов во главе с Наталией Витренко, чей рейтинг сейчас колеблется на уровне 3%. В свою очередь это грозит возможностью воссоздания в новом парламенте большинства, поддерживающего В. Януковича.

В.К.: Александр Иосифович, теперь вопрос к вам. Вопрос тот же, только немного изменим формулировку. Каковы основания у Виктора Януковича сопротивляться проведению выборов в ближайшее время — коль скоро соглашение по перевыборам в принципе достигнуто? Так, к примеру, директор Института имени Горшенина К. Бондаренко на конференции Радио «Свобода» отмечает, что избирательная кампания в начале лета сулит Януковичу большие успехи в мобилизации сторонников, нежели Ющенко, поскольку «электорат партии „Наша Украина“ во многом представлен студенчеством, молодежью и населением сельской местности, а особенно в центральных и западных регионах Украины. Как правило, лето — это не наилучшее время для мобилизации именно этих групп».

А. Федута: Выборы по партийным спискам — это гигантская мобилизация всех ресурсов, включая финансовые. Потраченные год назад суммы не успели вернуться к тем «бело-голубым» олигархам, которые их вкладывали в Януковича. К тому же есть определенная уверенность в том, что даже если Партия регионов станет правящей, премьером от нее будет вовсе не Янукович. Вот почему идет борьба за эти три месяца. Януковичу нужно перераспределить силы внутри партии, где он вовсе не является единоличным лидером.

Ющенко же ведет правильную игру. «Регионалы» и их союзники публично отказываются участвовать в парламентских выборах в начале лета? Очень хорошо! Лучше иметь свой парламент сомнительной легитимности, чем чужой парламент, контролируемый врагами. Потому Ющенко и загоняет регионалов в угол, заставляя их быть более принципиальными, чем это для них в действительности имело бы смысл. Мы ведь в Беларуси это проходили после 1996 года. Будет новый состав Верховной Рады — и те, кто находился в сессионном зале до него, просто маргинализуются. Это устраивает многих даже в самой Партии регионов — тех, кто боится усиления позиций Януковича.

В.К.: Александр Иосифович, но большинство и украинских экспертов, и экспертов по Украине сходятся в том, что перевыборы не изменят соотношение сил. Отчего же парламент станет «своим»? Имеется мнение директора стран СНГ В. Жарихина о том, что на самом деле Ющенко добивается проведения избирательной кампании без участия Партии регионов. Вы его разделяете?

А.Ф.: Если Партия регионов выполнит свою угрозу и не будет участвовать в выборах, Ющенко получит на 70% «оранжевый» парламент. Его это удовлетворяет. А регионалы переиграют сами себя. Повторю: тогда их политическая и экономическая маргинализация неизбежна.

Теперь о том, чего добивается Ющенко. Его удовлетворяет и нынешний расклад, но без социалистов. Напомним: верхушка Соцпартии Мороза фактически предала своих избирателей. Ведь они поддерживали его именно как участника «оранжевой» коалиции. Сейчас СПУ просто растворяется, а ее голоса получит частично «Народная Самооборона» Юрия Луценко, частично БЮТ, в незначительной степени — ПСПУ Натальи Витренко. Но не регионалы. То есть шансы получить не слишком уверенную, но юридически оформленную «оранжевую» коалицию у Ющенко есть. На это как на задачу-минимум он и работает.

В.К.: Геннадий, у меня складывается впечатление, что в Украине уже сформировались условия, при которых доминирующие политические силы не могут пренебрегать интересами оппозиции, но не сложились механизмы учета и реализации этих интересов. Отсюда — стремление добиться абсолютного доминирования. Если это верно, то, что, по-вашему, могло бы способствовать выработке механизмов достижения компромисса по ключевым политическим проблемам. К примеру, директор центра «София» Андрей Ермолаев считает, что до завершения процесса передела собственности трудно ожидать воли к компромиссу от противоборствующих политических сил.

Г.М.: Для начала хочу отреагировать репликой на предыдущий вопрос, адресованный Александру Иосифовичу. В самом пессимистическом сценарии досрочные выборы невозможны без участия Партии регионов, ибо партия — это лишь верхушка могущественной финансово-промышленной пирамиды, основная сущность которой состоит во властной протекции экономических интересов. Как бы ни были радикальны заявления политической надстройки, реальные действия будут осуществляться исходя из интересов экономического базиса партийной структуры.

Уверен, что согласие на досрочные выборы со стороны В. Януковича также было обусловлено определенными экономическими преференциями представителям восточного бизнеса. Другими мотивами сложно объяснить то, что это решение не было согласовано лидером ПР с участниками проправительственной коалиции.

В этом же ключе будет ответ и на вопрос о выработке механизма достижения компромисса между властью и оппозицией. Пока не будут решены вопросы материальной заинтересованности основных спонсоров партий, как властного, так и оппозиционного толка, выработка внятного консенсусного решения видится мне маловероятной. И политические проблемы призваны отвлекать внимание потенциальных избирателей от реальной основы конфликта. Иначе все проблемы давно были бы решены за столом переговоров. Ведь большинство политиков — это вполне адекватные и здравомыслящие люди.

Когда конкретно произойдет минимальное насыщение экономическими благами тех немногих, сказать сложно, поскольку все манипуляции осуществляются вдали от камер и микрофонов.

В.К.: Александр Иосифович, а как вы полагаете, позволят ли выборы в Раду достичь Украине временного политического перемирия — хотя бы до следующего предусмотренного Конституцией срока, или в конце этого — начале следующего года, вне зависимости от результатов выборов, возникнет вопрос о редакции Конституции?

И еще один вопрос, связанный с высказываниями 16 мая министра энергетики Украины Юрия Бойко о готовности Украины помочь Беларуси в строительстве АЭС? Играет ли какую-то роль в политическом урегулировании с Украиной взаимодействие с Беларусью? Имеется ли какая-то разница в подходах к политике в отношении белорусского руководства между «оранжевой» и «бело-голубой» командами?

А.Ф.: Высказывания г-на Бойко никак не связаны с украинским политическим кризисом. Просто Украина продолжает нормально жить, и правительство обязано заниматься не только политическим треском, но и собственно управленческими функциями. Бойко занимается тем, чем обязан заниматься любой министр энергетики.

Теперь хотелось бы возразить Геннадию. В тот момент, когда регионалы откажутся от участия в выборах, поддерживающие их олигархи плавно начнут дрейфовать в сторону «оранжевых». Поддерживают тех, кто может защитить твой бизнес. Так и будет!

В.К.: Геннадий, как видите, Александр Федута не согласен с «естественностью» связи Партии регионов и бизнеса, на чем настаивает, например, уже упоминавшийся мною Андрей Ермолаев (который различает политические интересы производственного бизнеса, воплощаемые «меркантилистской» фигурой Януковича, и финансовых компаний, отраженные в «глобалистских» установках «оранжевых»). 16 мая Янукович и Ющенко не смогли прийти к компромиссу. Значит ли это, что развитие политической ситуации в Украине действительно может, как утверждает Александр Федута, пойти по белорусскому сценарию, т. е. по пути укрепления «президентской вертикали» и постепенного обескровливания остальных политических сил?

Г.М.: Хотя присутствуют некие элементы схожести в развитии политической ситуации в Украине в 2007 году и в Беларуси образца 1996 года, сама сущность кризисных явлений имеет разную природу происхождения. Да и Виктор Ющенко во властных амбициях — это далеко не Александр Лукашенко. И даже не Леонид Кучма. Возможно, не было бы и этого кризиса в стране, если бы слабостями президента не пользовалось его окружение с неумеренными политическими аппетитами.

В данном контексте из политических сил только «Наша Украина» и ее сателлиты «Украинская правица» с «Народной самообороной» мечтают о сильном президенте в исполнении Виктора Ющенко. Иные политическое субъекты имеют на этот счет другое мнение, зачастую противоположное.

Усиление президентской вертикали возможно только при внесении изменений в Конституцию Украины или возращении к редакции 2004 года, когда над всей исполнительной властью была тень президента. В нынешнем раскладе это практически невозможно. СНБО (Совет национальной безопасности и обороны Украины — прим. ред.) далеко не тот инструмент, который может противостоять парламенту и кабинету министров и уж тем более их обескровить. Даже если предположить самый невероятный сценарий, когда Партия регионов не принимает участия в выборах, новый состав парламента с лидерством БЮТ (Блок Юлии Тимошенко — прим. ред.) не позволит внести подобные изменения в Основной Закон. Дело в том, что Юлию Тимошенко интересует пост премьера именно с превалирующим набором полномочий в пакете со «слабым» президентом. «Наша Украина» со товарищи не сможет набрать 300 голосов для внесения подобных новелл в Конституцию Украины.

Я рад, что формат нашего общения всё больше походит на дискуссию. И уже по сложившейся традиции хочу прореагировать на предыдущий вопрос и мнение моего уважаемого коллеги. Я полностью разделяю тезис Александра Иосифовича о том, что бизнес склонен поддерживать тех, кто может защитить его интересы и, в случае острой необходимости, готов менять своих покровителей. Однако коль скоро речь идет о Партии регионов и ее сущности, то этот тезис малоприменим. Изначально эта политическая партия формировалась для лоббирования корпоративных интересов представителей Восточной Украины на центральном уровне. Успешный поход на столицу во властные коридоры заставил держателей восточного капитала адаптировать политическую партию для расширения сфер своего влияния на другие регионы. Иными словами, сначала был бизнес. Поэтому, повторю, все средства нацелены на прогрессию капитала. Действия партии, идущие вразрез с экономической целесообразностью, к примеру отказ от участия в выборах, невозможны. Уши не машут ослом.

Вполне естественно, что и другие политические силы первого эшелона «Наша Украина», СПУ, БЮТ не гнушались поддержкой олигархических кругов, однако в их случае первичной была политическая составляющая. Эклектика данных образований непосредственно подразумевает смену ценностных ориентаций представителей ФПГ в зависимости от смены конъюнктуры на политическом рынке. Примером может послужить массовый исход капитала из Блока Юлии Тимошенко, который прямо пропорционален усилению авторитарности в этом партийном образовании. Наверное, поэтому именно БЮТ рьяно отстаивает необходимость введения императивного мандата.

Хотелось также прокомментировать белорусский фактор в диалоге между лагерями «оранжевых» и «бело-голубых». До недавнего времени в сегменте информационных поводов в области украинско-белорусских отношений превалировали «оранжевые». Данный тренд был заложен еще в конце прошлого года на встрече президентов Украины и Беларуси во время Минского саммита СНГ. Основная коммуникация проходила по линии Секретариата президента Украины и Администрации президента Беларуси на фоне полного затишья на уровне правительственных контактов. Основа для коммуникации — подготовка визита А. Лукашенко в Украину. Несмотря на все, в основном вербальные, усилия президентских канцелярий визит успешно переносился несколько раз и, в конце концов, о нём просто забыли. И вот сейчас тема украинско-белорусской дружбы обрела второе дыхание благодаря премьерской команде. К примеру, министр энергетики Юрий Бойко заявляет о помощи Беларуси в строительстве АЭС, министр экономики Анатолий Кинах — о возможности поставок каспийской нефти в Беларусь. Темы не новые, но их появление на данном этапе я склонен увязывать со сменой стратегии Партии регионов и включением в предвыборную кампанию. Тут преследуется несколько целей.

Во-первых, данные проекты перспективны с экономической точки зрения и, в случае реализации, могут поспособствовать поддержанию мифа о высоких темпах роста экономики под умелым руководством В. Януковича. Во-вторых, это формирование установки избирателей на прославянскую ориентацию Партии регионов. Ведь известно, что большинство украинцев старшего возраста позитивно относятся к Батьке и его методам наведения порядка в стране. Возможно, такой ход был подсказан представителями российской команды политтехнологов, которые пришли на смену американским консультантам Партии регионов.

В.К.: Итак, мы подошли к финалу — в нашей беседе, разумеется, поскольку украинская политическая игра далека от завершения. По всей видимости, разногласия, определяющие ход политической жизни Украины, отражаются и на экспертном сообществе, и потому сложно в один раз сформировать целостную картину происходящего. Тем не менее две имеющиеся интерпретации, надеюсь, позволяют получить представление о том, что происходит в соседней стране. Спасибо вам за интересную беседу, к продолжению которой мы, как я надеюсь, еще вернемся.