Беларусь и Украина: сотрудничество в энергетической сфере

Беларусь и Украина: перспективы развития отношений после выборов

Выступление на заседании экспертного клуба «Беларусь и Украина:  перспективы развития отношений после выборов», организованного сайтом «Наше мнение», Пресс-клубом и Посольством Украины в Беларуси.

Украина – важный экономический партнер и рынок нефтепродуктов

Для Беларуси Украина среди стран СНГ – второй экономический партнер после России, причем – с положительным сальдо торгового баланса. Товарооборот между Беларусью и Украиной в 2018 году вырос на 19,3% до 5,45 млрд долл. (рекорд был в 2012 г. – около 8 млрд долл). Но если по экспорту показатели уже достигли досанкционных величин, то импорт растет медленнее. Экспорт из Беларуси вырос на 20,9% до 4,06 млрд и долл. достиг показателя 2014 года.

В структуре белорусского экспорта в Украину доминирует минеральное топливо, в основном (на 82%) это нефть и нефтепродукты. Для Беларуси украинский рынок автомобильного топлива является приоритетным – прежде всего, из-за возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты, а также благодаря выгодной логистике. Цены на моторное топливо в Украине административно не регулируются и соответствуют европейскому уровню. Как следствие, украинский рынок является высокомаржинальным.

Учитывая особую привлекательность этого рынка, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) выстроила долгосрочную стратегию работы на украинском рынке, цель которой – расширение логистической цепочки, вплоть до продажи топлива непосредственно потребителям. Компания целенаправленно реализует эту задачу в том числе за счет аренды и приобретения нефтебаз, а также покупки АЗС в Украине.

Еще недавно доля Беларуси на украинском рынке бензина составляла порядка 80%, доля дизельного топлива – около 40%. Но в последние годы стала меняться из-за возросшей конкуренции с российским топливом. В 2018 году на долю Украины пришлось 26,5% белорусского экспорта нефтепродуктов.

Беларусь в 2018 году экспортировала в Украину 3,16 млн тонн нефтепродуктов, что на 11,9% меньше чем в 2017 году. В стоимостном выражении экспорт в Украину увеличился на 15% – до 2,09 млрд долл. Всего в 2018 г. Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 3,1% – до 11,93 млн т, а валютную выручку увеличила на 22,3% в сравнении с 2017 г до 6,49 млрд долл.

При этом надо учитывать, что в ноябре 2018 года полностью прекратились поставки в Украину из Беларуси топлива с маркировкой «топливо дизельное экспортное» (ТДЭ), которые расценивается как реэкспортный российский ресурс.

За 4 месяца 2019 г. импорт основных нефтепродуктов в Украину увеличился на 21,7%, до 2,559 млн тонн. Доля Беларуси в импорте нефтепродуктов Украины в январе-апреле 2019 г. составила 36,26%, России – 43,1%, т. е. доля России выше.

Беларусь готовит инфраструктуру на украинском рынке

Что касается дизтоплива, то здесь Беларусь очень сильно сдала – из-за того, что на полную мощность работает единственный украинский нефтепродуктопровод Самара-Западное направление (в Венгрию), через который идет российское дизтопливо из России через Беларусь, Украину в Венгрию.

Сейчас по трубопроводу в Украину поставляется дизельное топливо из России. Единственным поставщиком является «Роснефть». По этому трубопроводу в Украину осуществляется порядка 40% поставок дизтоплива. Сейчас это – самый дешевый канал по сравнению с морским и железнодорожным. «Поскольку трубопроводное дизтопливо самое дешевое на рынке, по пути следования трубы выбираются все объемы, которые не выбирают венгры.

В Украине нефтепродуктопроводом Самара-Западное направление владеет компания «ПрикарпатЗападтранс». Ранее нефтепродуктопроводом управляла российская компания «Транснефть». После того, как  российский бизнес в Украине оказался под угрозой, ряд компаний решили сменить формального собственника. У «ПрикарпатЗападтранса» собственник тоже сменился, и сейчас предприятие принадлежит швейцарской компании International Trading Partners AG.

Теперь готовится новое изменение собственника. 50% акций этой компании планирует купить белорусская компания «Нефтебитумный завод» Николая Воробьева. «Нефтебитумный завод» на 100% принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», конечным бенефициаром которого является крупный бизнесмен Николай Воробей.

В марте 2019 г. антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс». Эта доля «обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления общества».

В планах – совместное использование этого трубопровода российскими и белорусскими поставщиками. Рассматривается вопрос дополнительной возможности его наполнения не только российским дизтопливом, но  и белорусским дизтопливом.

Конкуренция на украинском рынке обостряется

Налоговый маневр обострит конкуренцию на украинском рынке для белорусских НПЗ. Из-за роста цены на нефть вследствие налогового маневра вырастет и стоимость белорусского автомобильного топлива. Российским нефтяным компаниям государство компенсирует издержки от налогового маневра. Беларусь аналогичных возможностей не имеет. Поэтому очевидно, что на равных с российским топливом конкурировать в Украине оно не сможет.

После покупки белорусским бизнесменом Николаем Воробьем 50% доли украинского нефтепродуктопровода у Беларуси появился шанс повысить свои конкурентные возможности на этом рынке.

Конкуренция обостряется и в связи с тем, что украинская нефтепереработка и сама набирает обороты в производстве бензина. В 2018 г.  польская нефтеперерабатывающая компания Orlen составила нам серьезную конкуренцию.

Украина может стать маршрутом альтернативной нефти

БНК постоянно мониторит ситуацию на нефтяном рынке и прорабатывает возможные логистические схемы поставки альтернативной нефти. А до конца 2019  года планирует организовать поставить альтернативную нефть на белорусские НПЗ, 

Это будут «либо балтийские порты, либо Одесса, либо комбинация». Так как Мозырский НПЗ находится ближе к Украине, то, как было сказано, сюда, возможно, нефть будет поставляться через Украину. «Нафтан» ближе к прибалтийским портам, соответственно, на этот завод логично рассматривать поставки через порты прибалтийских стран.

Белорусские НПЗ могут перерабатывать 18 сортов нефти, поэтому возможна поставка нефти из Азербайджана, Саудовской Аравии, Нигерии, «все будет зависеть от цены», отмечают в БНК.

Предполагаются поставки через прибалтийские порты в объеме 200-300 тыс. тонн в месяц Затем эта нефть будет поставлена на «Нафтан» по железной дороге. Для организации постоянных поставок альтернативной нефти белорусская сторона рассматривает возможность покупки инфраструктуры в портах Латвии и Литвы. Что касается поставки альтернативной нефти в Беларусь по «трубе» через Украину, то, как отмечают в БНК, этот вопрос тоже обсуждается, «но это уже будущая перспектива».

Понятно, что к этому проекту чрезвычайно ревностно относится Россия, ведь это альтернативный проект поставок нефти в Европу в обход России.

Следует отметить, что Одесса-Броды будет востребован в том случае, если он будет загружена полностью – а это от 5 млн тонн нефти в год и выше. Востребует ли такой объем альтернативной нефти Беларусь, большой вопрос.

Нужна ли Украине белорусская электроэнергия?

В Беларуси рассчитывают на новое направление экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС – поставки в Украину.

К 2020 году, после ввода в эксплуатацию двух блоков по 1200 МВт каждый, БелАЭС, работая в базовом режиме, сможет производить 17 млрд кВт/ч электроэнергии – более 40% от общего объема ее производства в стране. Проблема, которую в Беларуси пока не знают, как решить: куда девать  лишнюю электроэнергию? Литва отказалась ее покупать.

.«Мы рассчитываем на активизацию нашей работы с польской стороной, мы готовы работать с Украиной», – сказал министр энергетики Владимир Потупчик на телеканале «Беларусь 1» в конце  2017 года.

В импорте электроэнергии Украина сейчас не нуждается. Однако ситуация с импортом электроэнергии в Украину может измениться. Антимонопольный комитет Украины рекомендует рассмотреть импорт электроэнергии в качестве альтернативы украинской электроэнергии. Тем более, подчеркивает он, что есть экономическая целесообразность в таком импорте. «Импорт электрической энергии мог бы составить существенную конкуренцию отечественным производителям, в частности, тепловой генерации, а также, возможно, в определенной части и атомной генерации», – подчеркнула первый замглавы комитета Мария Нижник.

Специалисты комитета отмечают, что в странах, с которыми Украина соединена межгосударственными сечениями, цены на электроэнергию бывают ниже, чем у украинских теплоэлектростанций. Поэтому комитет и рекомендует Министерству энергетики и Совету оптового рынка электроэнергии привлекать импорт электроэнергии в энергосистему страны, исходя из его экономической целесообразности.

Сейчас украинская энергосистема в меньшей степени синхронизирована с континентальной европейской энергосистемой. Только «Бурштынский энергоостров» (Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская области) связан линиями с Венгрией, Словакией и Румынией. В то же время украинская энергосистема по-прежнему синхронизирована с системами стран бывшего Союза -  России, Молдова и Беларуси.

В 2017  году в Украине принят закон «О рынке электроэнергетики», который предусматривает переход от ручного регулирования к рыночному. На рынке должна появиться конкуренция между компаниями, генерирующими электроэнергию, а также компаниями, которые поставляют электроэнергию потребителям  Что позволит потребителям самостоятельно выбирать себе поставщика электроэнергии.

Транзит через порты

Украина для Беларуси – еще и выгодный транзитный коридор.  Украина обладает самым мощным портовым потенциалом среди всех стран Черного моря. На побережье Черного и Азовского морей находится 18 морских торговых портов. Наиболее значимыми морскими торговыми портами Украины являются расположенные недалеко друг от друга Одесский, Ильичевский и Южный порты.

В 2014-2015 гг более 12% грузов в украинских портах – белорусские. Белорусские нефтепродукты поставляются на экспорт не только через порты стран Балтии, но и через украинские порты – Одесский, Южный, Николаевский, Ильичевский. К примеру, в 2013 году только белорусского мазута через порты Украины было поставлено на экспорт 1,4 млн тонн. В 2014 году Беларусь планировалось увеличить экспорт мазута, а также вакуумного газойля через украинские порты в 1,7 раза – до 2,5 млн тонн суммарно (эти планы пришлось скорректировать из-за обострения политической и экономической ситуации в Украине).

При этом впервые в 2013 году дочка Белорусской нефтяной компании (белорусского спецэкспортера нефтепродуктов) – «БНК-Украина» обеспечила экспедирование в направлении южных портов Украины 1,2 млн. тонн нефтепродуктов.

Чтобы стимулировать транзит через украинские порты, Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины – «Укрзализныця» – установила скидки для белорусского мазута в направлении портов.

Беларусь в 2018 г. снизила транзит мазута по железной дороге через Украину на 98% в сравнении с 2017 г. до 8,9 тыс. т. Прорабатывается возможность поставки нефтепродуктов в Украину по трубопроводу и по реке Днепр. Первые поставки белорусского дизтоплива по реке в Украину осуществил в конце 2011 года оператор украинской сети АЗС WOG – ООО «Золотой экватор». Только  за 2011-2013 годы по реке в Украину было поставлено более 1 тыс. тонн белорусского дизтоплива.

В декабре 2018 г. Администрация морских портов Украины и ЗАО «Белтопэнерго» подписали меморандум о восстановлении речного судоходства между Украиной и Беларусью. Речь идет о строительстве белорусской стороной речного порта в Нижних Жарах (Гомельская область).

Беларусь и Украина проинспектировали речной судоходный путь от белорусского  Мозыря до устья реки Припять протяженностью 188 км.

Кроме того, ОАО «Белорусское морское пароходство» и ГП «Администрация речных портов» (Украина) ведут переговоры о налаживании речного пассажирского маршрута Киев-Мозырь. Предполагается организовать  туристический маршрут из Мозыря в Киев, возможно, с посещением Чернобыльской зоны.

«Белоруснефть» в украинской нефте- и газодобыче

В последние годы гособъединение «Белоруснефть» активизировала работу в Украине в области геологоразведки и нефтяного сервиса. Этому способствует близость основных производственных объектов компании к границе Украины, что  позволяет оперативно направлять оборудование и командировать персонал из белорусского региона.

С 2012 г. в Украине работает «дочка» Белоруснефти – компания «Сервис Ойл», которая специализируется на бурении и ремонте скважин (в том числе с применением колтюбинговой установки), проведении операций по гидроразрыву пласта. Эта компания успешно выполнила операции по гидравлическому разрыву пласта для компании «КУБ-ГАЗ» на Ольговском месторождении.

В конце 2016 г. «Белоруснефть» приступила к проведению операций по гидроразрыву пласта в Украине в рамках контракта с компанией «Укргаздобыча».

В октябре 2018 г. во время проведения  I Форума регионов Беларуси и Украины Белоруснефть и Укргаздобыча подписали два контракта на 10,36 млн евро. Один контракт предусматривает выполнение операций по гидравлическому разрыву пластов, второй – ремонт скважин колтюбингом (гибкой трубой). 

В 2018 г. специалисты Белоруснефти пробурили для Укргаздобычи две скважины, восстановили три скважины методом бурения бокового ствола. Кроме того, выполнили 73 гидроразрыва пласта и 66 скважино-операций с применением колтюбинговой установки.

В 2019-2020 гг Белоруснефть планирует закупить оборудование премиум-класса, чтобы расширить свои возможности в сфере сервиса на украинском рынке, который компания считает для себя одним из самых перспективных.

Недавно белорусские нефтяники приступили к работам по цементированию скважин в Украине. Это новый вид деятельности для «Белоруснефти» на украинском нефтесервисном рынке.

То, что Белоруснефть заработала на оказании сервисных услуг на рынке России за десять лет, в Украине ей удалось получить за два года.