Симон Кордонский, профессор, руководитель кафедры муниципального управления Высшей школы экономики (Москва) выступил с публичной лекцией в Минске по приглашению проекта BIPART/SYMPA

О социальной структуре и справедливости. Почему в России не классовое общество, а сословное

Я хотел бы предложить сначала тезисы о социальной справедливости, потому что, как мне кажется, именно из специфического понимания социальной справедливости, реализуемой государством, возникают многие сложности в интерпретации российского государства.

Существует два вида справедливости: уравнительная и распределительная. Уравнительная справедливость — это равенство перед законом и равенство, которое возникает на рынке. Неравенство и расслоение по уровню потребления дают классовую структуру. Понятие классов, которое я использую, возникло в 30-е гг. в США для описания расслоения по уровню потребления, которое произошло в ходе Великой депрессии. Классы определяются как группы, различающиеся уровнем потребления: высший, средний, низший (к Марксу это не имеет никакого отношения).

Для классовой структуры характерно то, что конфликты между богатыми и бедными, между группами, различающимися по уровню потребления, разрешаются в политической системе. Если взять генезис политики и социальной структуры, то это XVI–XVIIвека, формирование первых парламентов, в которых богатые и бедные «бодались», распределяя некие бюджеты.

Распределительная справедливость — это равенство перед начальником, распределяющим ресурсы. Несправедливость в данном случае — это обделенность ресурсами. Всем это знакомо: учителя, военные, врачи говорят, что им мало дают. При этом справедливость реализуется не в одномерном пространстве, а, по меньшей мере, в двухмерном. Есть справедливость в реальности, как это написано в законе или в другом нормативном документе. А есть справедливость по понятиям, которую невозможно прописать в законе.

Пример: у меня всегда есть проблемы с оплатой студентам. Я хочу им платить в зависимости от того, как они работают. Но они требуют от меня, чтобы я выложил все деньги на стол, и они их делят поровну. Это и есть распределительная справедливость по понятием, очень хорошо описанная Стругацкими.

Распределительная справедливость по закону приводит к сословной структуре. Для того, чтобы справедливо распределять, необходимо отнести человека к какой-то группе, которой что-то положено. Если у нас есть военная угроза, то для ее нейтрализации должна быть создана группа, которая будет нейтрализовывать эту угрозу. Эта группа называется военнослужащими. Такие группы, созданные государством для решения своих задач, для нейтрализации угроз, я называю сословиями. К тем сословиям, которые описываются у Ключевского (это расширение понятия), эти сословия имеют только опосредованное отношение. Хотя и в имперской России сословия тоже вводились либо по традиции, либо имперскими указами.

Согласование интересов в сословном обществе достигается специфическим институтом под названием собор. Съезд КПСС был типичным примером такого собора. Вот как, например, формировалось представительство на съезде партии. Создавалась статистическая модель населения, оргконструкторские отделы первичных партийных комитетов делали из нее квотную выборку. И в представительства органов власти сверху выбирались люди, которые по своим демографическим, социальным и прочим характеристикам соответствовали генеральной совокупности. То есть в ней пропорционально было представлено все население. Я сам в середине 80-х гг. искал доярку до 25 лет, не члена партии, со средним образованием для совета районных депутатов. Так что оргконструкторские отделы были приличными исследовательскими конторами.

Есть парламентские выборы снизу, есть сословные выборы сверху. При них в органах управления должны быть представлены члены всех сословий именно в тех пропорциях, в которых население разделено на эти сословия. И на собраниях, съездах этих органов достигается согласование интересов всех сословий в части распределения ресурсов. То есть результатом деятельности собора является некоторый документ.

Участники съездов должны были согласовать этот документ. Процедура согласования кроме формальной части имела неформальную. 2200 человек, которые собирались в колонном зале Дома союзов, кроме того, что заседали в креслах, вечером высказывали друг другу взаимные претензии. Это был институт согласования интересов, встроенный в формальную структуру. Это был многомесячный процесс, а собрание — его результирующей частью. Потому что у нас были Госкомстат, Госплан, Госкомцен, Госснаб, Госконтроль. Партия и Верховный совет задавали общие контуры процесса, Госснаб подсчитывал необходимые ресурсы для реализации плана, Госкомтруд подсчитывал человеческие ресурсы, Госкомцен рассматривал баланс цен. Потом все это дело поступало в Госплан, который и выдавал межотраслевой баланс. Этот межотраслевой баланс утверждался как план развития на следующее пятилетие, который корректировался 2 раза в год на пленумах ЦК КПСС.

Если сопоставить типы справедливости и типы государства, то у нас получается четыре типа социальной структуры:

В России сочетаются распределительная справедливость по закону и уравнительная справедливость по понятиям. Бюджет у нас строится сообразно тому, какие сословия государством созданы или унаследованы от Советского союза, но построенный бюджет распределяется по понятиям в рамках тех неформальных корпораций, которые сейчас сложились: энергетики, нефтяники и другие.

Сословия. Властные сословия

Какие сословия сейчас существуют в Российской Федерации? В 2002 году был принят закон о системе государственной службы. Появилась группа государственных гражданских служащих, которая состоит из трех подгрупп. Это федеральные государственные служащие, региональные государственные служащие и дипломаты. Существует 14 рангов государственной службы: вершина иерархии — действительный государственный советник Iкласса, низший уровень — государственный регистратор.

Затем — военная служба и военнослужащие. Срочники не считаются военнослужащими, так как это лица с ограниченными правами. Существует 8 подтипов военнослужащих: военнослужащие российской армии, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие внешней разведки, военнослужащие ФСБ, военнослужащие Федеральной службы охраны, военнослужащие Службы специальных объектов и т. д. По каждой группе есть отдельный закон, в котором прописаны права, обязанности и преференции.

Есть 4 подсословия судей: судьи Конституционного суда, судьи Верховного суда, судьи Арбитражного суда и судьи мировых судов. Все судьи, кроме мировых, утверждаются президентом отдельным указом. А в отношении мировых судей существует выборная процедура, очень жестко подконтрольная судебному департаменту при Верховном суде РФ.

Существует достаточно сложная ситуация с судебным сословием. Ведь смысл государственной гражданской службы в том, чтобы блюсти социальную справедливость при распределении ресурсов. Военные, например, служат государству, нейтрализуя внешнюю угрозу. А кому служат судьи? Нормативно — закону. И государство не может их финансировать, если следовать закону. Но поскольку, кроме бюджета, никаких источников финансирования нет, то делается «финт ушами», и при Верховном суде создается судебный департамент, статус руководителя которого примерно такой же, как вице-премьера российского правительства. И в рамках судебного департамента происходит финансирование деятельности всей судебной системы и управление этой деятельностью.

Или другая проблема: в лицах свободных профессий есть такое сословие, как священнослужители. Они должны служить Богу, но Бог им не платит зарплаты. Поэтому они и лица свободной профессии, потому что живут за гонорары. Но им очень хочется сделать свое служение государственным, чтобы оно оплачивалось из федерального бюджета. И возникают очень пикантные ситуации, когда священники переходят на военную службу, получают воинские звания, и служат Богу, в то же время служа государству. Сословная система интересна именно такими пересечениями и нюансами.

Правоохранители. Закона о правоохранительной службе у нас нет, в отличие от закона о судебной системе и о статусах судей. Его нет по очень интересным обстоятельствам. Льготы и преференции военнослужащим гораздо выше, чем правоохранителям. У нас есть структура, которая по сути правоохранительная — МЧС, но в которой 100 тысяч военнослужащих. И Шойгу встал и не допустил принятия закона о правоохранительной службе для того, чтобы не переводить своих военнослужащих в статус правоохранителей. Правоохранители — это 9 служб, среди них Минюст, полиция, таможня, судебные приставы и т. д.

Муниципальные служащие. Существует отдельный закон о муниципальной службе, с которым тоже есть проблемы. По Конституции РФ муниципалитеты отделены от государства, но то же время государство принимает закон о муниципальной службе. Если следовать Конституции, то законы о муниципальной службе должны приниматься муниципалитетами. Однако существует единый для всех закон о муниципальной службе, и специфическая форма служения — муниципальная — государству, а не населению муниципалитетов.

По муниципальным служащим есть процедура выборов. Они стали сейчас очень напряженными. Представительская власть избирается, а потом из своего состава назначает главу района, который распоряжается бюджетом. Там, где муниципалитеты не очень хорошо уживаются с региональной властью, назначается внешний управляющий, который распоряжается бюджетом. А бюджет муниципалитета всегда дотационный. У нас были ситуации, когда были бюджеты бездефицитными или профицитными, например, в Калининграде, Светлогорске и т. д. Там к власти пришли моряки, они выстроили отношения с теми санаториями, которые там находятся, и начали легально пополнять бюджет. В 2008 году обеспеченность в Светлогорске была на уровне 1200 долларов на человека. Но такой бюджет предполагает политическую самостоятельность. И когда пришел новый губернатор, то ему самостоятельность муниципалитетов показалась лишней. Руководителей на различных основаниях начали сажать. Где-то изменили административно-территориальную структуру. Был городской округ — сделали муниципальный район, а по иерархии он старше, чем городской округ. И появилось много недовольных людей. Те люди, которые вышли против губернатора Бооса — это те люди, которых он убрал из экономической и политической жизни в ходе своих властных преобразований. Ну, а в целом ситуация одинакова. Все бюджеты дотационны на 60-80%, поэтому муниципалитеты зависят от региональных и федеральных органов власти.

Вообще сама идея с муниципальным уровнем административно-территориальной организации возникла из представлений вполне демократических. Россия унаследовала от Советского союза огромный объем социальных обязательств. И возникла шикарная идея создать муниципальный уровень и передать на него все исполняемые обязательства, она и была реализована.

Депутаты. Есть 4 типа депутатов: депутаты Думы, Совета федерации, региональные и муниципальные. По каждому из них есть свои законы, в которых прописаны преференции.

Казаки. Существует 16 подсословий, 16 казачьих войск, каждое из которых утверждено отдельным указом президента. Казаки — это люди, живущие на периферии империи и обеспечивающие защиту ее границ между Кавказом и Ставропольем или Краснодаром. Они считаются государственными служащими, если они находятся на каком-либо виде государственной службы. Есть казаки — простые граждане, не подпадающие под социальные облака, а есть казаки, которые находятся на государственной службе, обеспечивая при этом деятельность в охране пятикилометровой зоны границы во взаимодействии с приграничными войсками и Федеральной службой безопасности. По каждому войску вводится специальная форма одежды — казачая, атрибуты (погоны, сабля и т. д.) и специальные звания, которые словесно совпадают с воинскими или правоохранительными званиями государственной службы, но такими не являются. Есть человек, который по согласованию с главой администрации назначает себя атаманом. К этому атаману приходят другие такие же люди, которые записываются в казаки, им присваивается звание, выдается форма.

Вообще одежда, форма является отличительным признаком служивых сословий. У нас практически все сословия, кроме государственных гражданских служащих, имеют свою форму одежды.

В сумме властные сословия занимают около 6% от населения России.

Невластные сословия

Это лица свободных профессий, бюджетники, наемные работники, коммерсанты и активное население, пенсионеры, осужденные и ограниченные в правах и внесословные. Внесословные — это те, кто не прошел сословной идентификации и не имеет документов. Например, мигранты. То есть, основная забота Федеральной миграционной службы… По принципам социальной справедливости, человеческая особь, не имеющая справки о регистрации, не имеет права ни на медицинское обслуживание, ни на что другое. И Федеральная миграционная служба в своих действиях, которые некоторыми осуждаются, старается осословить мигрантов, дать им социальный статус, чтобы они имели доступ к образованию, здравоохранению и социальной защите. Таких внесословных довольно много — от 2,5 до 15 млн. человек.

Насчет лиц свободных профессий. У меня есть два исследования относительно людей свободных профессий. Это люди, которые работают за гонорар, начиная от проституток, заканчивая политтехнологами и попами. Статистики не ведется, закона нет, но тем не менее это довольно активная прослойка. И многие из этих людей являются фигурантами дела Болотной площади и других известных мероприятий.

Бюджетники. Есть такая мифологема, что бюджетники — это люди, которые получают из бюджета. Но у нас все получают из бюджета. Бюджетники — это люди, которые занимаются выполнением государственных социальных обязательств в области образования, здравоохранения, науки и культуры. Они осваивают деньги, выделенные на эти социальные действия.

Наемные работники: ну с ними более-менее все понятно.

Коммерсанты и прочее активное население. Я, кстати, отделяю коммерсантов от предпринимателей: они работают на свободном рынке, а коммерсанты — на административном. Если предприниматели рискуют на рынке, то коммерсанты рискуют на административном рынке, играя с государством. Они делятся на 3 группы. Это купцы 1 гильдии, члены Российского союза промышленников и предпринимателей — очень богатые люди, миллиардеры. Купцы 2 гильдии — Деловая Россия. Купцы 3 гильдии — Опора России. Если с купцами 1 гильдии встречается президент, то с купцами 2 гильдии встречается премьер, а с третьей гильдией в основном работают губернаторы.

Пенсионеры. Есть военные пенсионеры, пенсионеры государственной службы, пенсионеры по труду, по инвалидности, в то числе с детства. Механизм реализации пенсионного законодательства достаточно сложен.

Осужденные и ограниченные в правах. Здесь иерархия строится по статьям Уголовного кодекса. Есть просто судимые, есть рецедивисты, есть осужденные по тяжким статьям. И им всем по Уголовно-процессуальному кодексу полагается разный режим содержания.

И последнее — мигранты. Они делятся на соотечественников и прочих.

Продолжение следует