Европейская перспектива и Беларусь

Зачем нам идти в Европу

Можно найти тысячи причин, обосновывающих любой политический выбор. Экономические расчеты могут с легкостью подтвердить необходимость немедленной, полной и безоговорочной интеграции с Россией, Кубой, Европейским Союзом или Китаем. Пробираясь сквозь дебри высоконаучных доводов «за» или «против», важно не потерять простое и логичное обоснование своих действий. Важным критерием этого обоснования может стать ответ на вопрос, а чего мы на самом деле хотим, в каком доме, с какими соседями жить? В Европе без внутренних границ, со всеми ее проблемами и достижениями, радостями и невзгодами, России — такой, какая есть она сейчас, — за пределами московской кольцевой дороги и картинок первых каналов ТВ. Можно, с другой стороны, ничего планировать, ничего не хотеть, не строить, жить сегодняшним днем в великом белорусско-буддийском Здесь и Сейчас. Отсутствие проекта — это тоже выбор. Выбор, в котором пока сходится как власть, так и оппозиция.

Оппозиция может строить свою программу на отрицании и протесте против того, что есть, не предлагая осмысленных альтернатив, но очень странно наблюдать попытки власти построить идеологию без даже туманной перспективы. Если не считать обещания посчитать в 2010 году среднюю зарплату так, чтобы она составила некую магическую цифру. Вспоминаются классики: что будет, после того как Балаганов получит эту сумму, он не знал, но чувствовал, что потом все будет очень хорошо. А что-то менять в своей жизни для достижения той или иной цели, мобилизовать силы и вовсе выглядит глупым… В какой-то момент сон призрачной стабильности развеется, столкнувшись с реальностью падения цен на газ и нефть, или, не дай бог, крупной техногенной катастрофы вблизи границ стабильнейшей из процветающих.

Несмелые попытки определиться останавливает внутренний цензор — а вдруг кому-то не понравится, а хорошо ли это, а поймет ли народ, а что скажут в Москве, Вашингтоне, Брюсселе. Очень часто именно этот внутренний цензор мешает осознанию того, что все может измениться очень быстро. Через каких-нибудь пять лет мы можем оказаться в Великом Княжестве Литовском, Четвертой Речи Посполитой, или Европейском, или Советском, или Балто-Черноморском Союзе или Киевской Руси, или Беларуси для белорусов, или какой-нибудь другой стране. Возможность любого из вариантов зависит от политического выбора и эффективности действий по его реализации.

Предположим, такой выбор сделан в пользу интеграции с Европейским Союзом. Аргументами, обосновывающими этот выбор, могут служить как чисто экономические расчеты выигрыша от вхождения в общий европейский рынок, так и долгосрочные геополитические планы по использованию близости Беларуси к сырьевым запасам России и технологическим и финансовым ресурсам Европы.

В случае с интеграцией в ЕС сам процесс во многом важнее результата. Цель мобилизует на движение, а в процессе этого движения можно найти много плюсов. Например, провести структурные реформы, оправдав их необходимостью вступления в ЕС. Консолидировать политические силы, избежав чрезмерных расколов при существенных изменениях правил игры. Активизировать внешнеполитический диалог, ведь судьба маленькой страны — играть на интересах больших стран. Еще один аргумент: интеграция в ЕС потребует существенного повышения эффективности производства товаров и услуг — по-другому будет сложно выжить. Постепенное движение в сторону ЕС будет приводить к активизации товарных, финансовых, людских и информационных потоков проходящих через границы Беларуси. А сведение интересов разных людей и структур, что хорошо знают в Одессе и Бобруйске, может само по себе приносить немалый доход, например, банковской сфере Беларуси, расположенной на границе отсутствия банковской тайны Европейского Союза и наличия шальных российских нефте- и газодолларов российских элит.

Сделать свой выбор — это важный шаг, но это еще не все. Только действия по его воплощению начинают менять окружающую действительность. Если мы решаем что Беларусь — это не советская, но европейская страна, нам предстоит очень много сделать.

Как нам идти в Европу

Пропаганда и контрпропаганда

Сознание белорусов и европейцев должно усвоить следующие идеи.

1. Беларусь — исторически и культурно европейская страна.

Для консервативного белорусского общества важным является сохранение преемственности и традиций. Соответственно, будучи убежденным в том, что Беларусь всегда была европейской страной, восстановлением исторической справедливости будет восприниматься не попытка воссоздания СССР, а интеграция в ЕС. А уж богатство культурных традиций и наши успехи в спорте, песенных конкурсах и строительстве крупных объектов архитектуры легко смогут это подтвердить.

2. Белорусы и европейцы — братья.

Допустимо даже использование умеренного национализма (белорусы те же европейцы, только со знаком качества), а также поиск исторического родства с литовцами, поляками, чехами, словаками уже вступившими в ЕС. Важно в рамках проведения контрпропаганды сместить акценты с образа врага. Если сейчас это США и примкнувшие к ним ЕС в борьбе против Беларуси, то должно как минимум быть США и противостоящий им Европейский Союз, желающий нам добра и процветания.

3. Вступление Беларуси в ЕС принесет пользу каждому.

Каждый получит свой персональный кусочек счастья в новой реальности. Кто-то найдет новую высокооплачиваемую работу, сможет путешествовать, открыть свой бизнес, сможет гордиться собой и своей страной. Особый акцент должен быть сделан на преимуществах для молодежи (европейские возможности) и гарантиях для старшего поколения (европейские пенсии).

Техническая работа по подготовке интеграции

Техническая работа по интеграции потребует от 5 до 10 лет: если начать ее сейчас она может быть закончена в 2010–2015 году. Если подождать еще 5 лет, она будет закончена в 2015–2020 году. Для ее проведения необходимы:

1. Кадровый резерв

В настоящий момент в Беларуси имеется не больше 100 человек, которые имеют представление о том, что такое Европейский Союз и как он функционирует, экспертов по ЕС можно пересчитать по пальцам. Для того, чтобы изредка переплевываться через забор из колючей проволоки этого вполне достаточно. Но чтобы хоть сколь эффективно сотрудничать, это количество должно быть на порядок больше. И такие специалисты не возникнут с рассветным лучом первого дня наступившей демократии — этих людей надо готовить, учить, тренировать годы. Дело создания кадрового резерва европейской интеграции в нашей стране дело многотрудное и неочевидное, в отличие от громких политических акций, но без него наши будущие министры, как нынешние украинские, будут с трудом отличать Европейский Союз от Совета Европы.

2. Исследование нынешней ситуации

В краткосрочной перспективе нашей стране предстоит согласование с ЕС многих вопросов связанных с визовыми и пограничными режимами, вступлением Беларуси в ВТО и т. д.

В то же время вопрос отношений РБ и ЕС исключительно политизирован и большинство проводимых исследований сосредоточены на вопросах демократизации и изменения соответствующих политических парадигм в Беларуси. Вывод таких исследований, как правило, прост: демократии в Беларуси нет, но она скоро наступит (или не наступит), по мнению авторов, нужно так-то и так-то распорядиться деньгами западных налогоплательщиков, чтобы это поскорее произошло. В то же время, если взять за основу анализа Копенгагенские критерии, по которым можно оценить соответствие страны требованиям для вступления в ЕС, можно заметить что вопросы демократии и уважения прав человека относятся только к одному из критериев.

При общем сосредоточении на критерии демократичности, исследователи в меньшей степени сосредоточены на оценке экономической политики государства, и совершенно упускается из внимания критерий соответствия внутреннего законодательства европейским стандартам. Частично исследовательская работа по изучению стандартов Европейского Союза, касающихся отдельных отраслей, проводится в соответствующих отраслевых министерствах и ведомствах взаимодействующих с ЕС, однако такие исследования не носят системного характера и проводятся по принципу «горит — надо тушить».

— Насколько правовые рамки и требования ЕС, как стандарт, к которому следует стремиться, востребованы в РБ на настоящий момент? И насколько далеко мы от них находимся?

— К каким последствиям в краткосрочной и долгосрочной перспективе может привести адаптация белорусских стандартов и политик к критериям, заложенным в aquis communautaire Европейского Союза?

— С какими проблемами сталкиваются субъекты хозяйствования и государственные учреждения РБ в ходе взаимодействия со странами ЕС, устранив которые уже в ближайшем будущем можно добиться существенного результата по оптимизации и развитию сотрудничества ЕС-РБ?

— Какие причины неполитического характера (причины не связанные с вопросами демократизации политических процессов и уважения прав человека) ограничивают наши взаимоотношения с ЕС?

Это только начало того перечня вопросов, на которые необходимо найти ответ.

3. Действия, которые можно осуществить уже сейчас

Уже сейчас можно активизировать сотрудничество с ЕС в рамках европейской политики соседства, объектом которой является Беларусь. Да, официальные отношения пока заморожены, но ничто не мешает готовить страноведческий отчет и план действий ЕС — Беларусь экспертному и политическому сообществу. Вместе с тем это хорошая возможность и будущих еврокомиссаров потренировать.

Переговоры с соседями чтобы отпустили и приняли

Договариваться придется со всеми. Во-первых, с Россией, чтобы в один прекрасный новогодний день не остаться без газа. С литовцами и поляками, как естественными союзниками и в будущем соратниками по Восточно-европейскому союзу. С еврочиновниками в Брюсселе, т. к. их нужно будет убеждать в нашей европейскости гораздо дольше, чем нас самих. Все это вопрос многолетних переговоров, лоббирования, внешнеполитического РR, рекламных акций и конкурентной борьбы.

Наличие неких стабильных и раз и навсегда определенных национальных интересов — не более чем миф, в современном мире множество групп интересов влияет на принятие итогового решения. В той же Европе даже нет президента, который мог бы это общее мнение выразить. Обо всем можно договориться, за все можно заплатить, вопрос лишь в цене.