? Как Вы в качестве эксперта и избирателя могли бы оценить агитационную кампанию Александра Лукашенко? Не оставляет ли она противоречивого впечатления?

! Нет, Александр Григорьевич на редкость последователен — по крайней мере, в том, что касается идеи бесконечной пролонгации им своих полномочий. Он совершил несколько удачных ходов — в частности, запретил демонстрацию дурацких и абсолютно провокационных по отношению к нему рекламных роликов. Понимаете, когда два комбайнера возятся в стоящем на поле механизме и надеются при этом только на президента — тогда всю власть, во главе с президентом, надо гнать из страны. Такой эффект получается. Лукашенко это понял, ролики сняли.

Зато он начал усиленно ездить по стране. Его харизма все еще действует на определенную часть электората. Очевидно, на значительно меньшую, нежели раньше. Если он будет эксплуатировать это оружие такими же темпами до 2006 года, боюсь, ничего уже не останется. Народ начинает плохо реагировать на его бесконечные словеса. А вопли о том, дескать, что русскому языку в Беларуси быть вечно, просто наталкиваются на смех: даже Винцук Вечерко не собирается его запрещать, а Позняка народ давно всерьез не воспринимает. Возникает ощущение, что Лукашенко действительно потерял связь с народом и рассчитывает лишь на проверенную риторику и проверенные кадры в избирательных комиссиях.

? Как Вы оцениваете предвыборную кампанию оппозиционных партий?

! Плохо. Она блекловата и скучновата. Сказывается технологическая беспомощность. Я живу в округе, где зарегистрирован кандидат от БНФ. До сих пор я не получил ни одной листовки, не участвовал ни в одной встрече. Сбор подписей прошел, что дальше?

Выступления по телевидению меня откровенно разочаровали. Тем, кого я успел посмотреть, явно не хватает внутренней энергетики, убедительности. Такое ощущение, что все уже смирились с результатами, которые будут объявлены в окружных комиссиях. Хотя бороться надо до конца, только тогда есть шанс победить — не сейчас, так в недалеком будущем. Персонально же критиковать никого не буду, поскольку подписал Тракайские соглашения и остаюсь их последовательным приверженцем. Все, что я думаю по этому поводу, я скажу после кампании, но прошу тогда никого не обижаться: терпел столько, сколько терпеть обещал.

? Как Вы относитесь к идее бойкота парламентских выборов и/или референдума, которую, в частности, отстаивает КХП-БНФ?

! К самой идее бойкота отношусь плохо, — это если говорить исключительно о выборах. Два года бойкота в 1999 и 2000 году привели к полураспаду структур партий и NGO. Но это не означает, что бойкот сам по себе бессмысленен. Скажем, схема бойкота референдума в начале года была продумана (не мной, но очень тщательно и хорошо), но партиям не до нее. На это, собственно говоря, и было нацелено совмещение референдума с выборами. Посему я как избиратель оказался в очень сложной ситуации. Тем не менее, придется идти и голосовать. Хотя бы для того, чтобы они знали о нашем существовании. Так, кажется, Елена Боннер объясняла, почему голосовала за Явлинского.