/Полемика/

Язык мой…

Вынесенный в заголовок знакомый афоризм можно продолжить по собственному усмотрению. В некотором роде это будет ответом на весьма актуальное в последние дни обращение известного политолога В.Силицкого по поводу предполагаемого увеличения вещания «Немецкой волны» специально на Беларусь и последовавшую на него реакцию не менее уважаемых ныне людей.

Напомним, что одним из «ярых» сторонников возрождения белорусского национального самосознания был Лаврентий Берия, а наиболее ярким «русификатором» считают Петра Машерова. Много лет назад автору этих строк довелось листать пожелтевшее от времени уголовное дело отца одного известного оппозиционера, в тридцатых годах прошлого века обвиненного в краже свиней. Оно действительно было на белорусском языке.

Но речь не о том, какой язык сегодня более «правилен»: русский или белорусский? На мой взгляд, вызывает много вопросов сам принцип выбора альтернативы, а самое главное — эффективность затеи.

Весьма рад за «Немецкую волну», которая победила в соответствующем тендере и получила право «освоить» немалые деньги Еврокомиссии. Правда, насчет формата вещания у меня большие сомнения, ибо не верю, что таким образом можно «победить режим». Наверное, если было бы объявлено, что передачи будут на иврите, в Беларуси нашлось бы больше слушателей. У нас уже есть одна радиостанция «чисто белорусская», теперь будет еще и «чисто русская». Жаль только, что это не станет причиной демократизации белорусского общества. На мой взгляд.

К сожалению, вынужден констатировать, что первопричины укрепления тоталитарной власти А.Лукашенко, те, кто пытаются ему противостоять, не замечают. Некоторым кажется, что достаточно избрать нужный язык независимого от нынешних белорусских властей вещания, и «проблема будет решена». Как верно подметил А.Федута «Оппоненты Лукашенко всегда проигрывают вовсе не потому, что все вокруг глупые. А потому что те, кто принимает решения и те, кто думает — разные люди.»

Если не изменяет память, то борьба со «свядомыми» была и является одним из главных лозунгов Александра Григорьевича. Он очень четко понимает суть феномена «двуязычия» и использует этот момент в своих целях «по полной программе». Не сомневаюсь, что и нынешние споры власть не обойдет стороной, ибо уж очень выгодная для нее тема. Самое интересное, что с приданием статуса государственного языка русскому, таковых лишь номинально стало два. На самом деле основным сегодня является именно русский язык. Больше десяти лет назад им пытались сделать белорусский. Чем это закончилось — хорошо известно.

Не претендую на истину в последней инстанции, но именно в этом и состоит суть проблемы. «Двуязычие» стало удобной ширмой для чиновников всех уровней. Они теперь вполне законно могут использовать только «великий и могучий» и игнорировать «националистов». К слову, я согласен с теми, кто считает, что повинны в этом, прежде всего, сами белорусы, ибо «принимают правила игры». Чтобы понять масштабы, нужно ответить себе на очень простой вопрос «Сколько есть ныне обращений в госструктуры именно на белорусском?»

На мой взгляд, пока не важно на каком языке будут «клеветать из-за бугра», главное, чтобы от этого была ощутимая польза.