Беларусы не разделяют цинизм и браваду, которые по поводу смертей от коронавируса проявляет Александр Лукашенко.

В Александр Лукашенко высказался про жертву коронавируса в Беларуси — но не выразил соболезнования близким, а покритиковал самого умершего за сопутствующие заболевания, и вообще «как можно жить — 135 килограммов веса». Морально-этическая оценка такого поведения главы государства представляется ясной и без комментариев, поэтому разберемся в фактах: как и почему беларусы так живут, и что они думают про такое поведение власти?

Корни лишнего веса

Для начала зафиксируем: лишний вес — это проблема не каких-то отдельных «плохих» граждан, а большинства беларусов. Детальные данные разных исследований отличаются, но они сходятся в главном: избыточная масса тела есть у более чем 60% жителей Беларуси.

Например, согласно данным исследования «Health Effects of Overweight and Obesity in 195 Countries over 25 Years», опубликованного в New England Journal of Medicine, лишний вес или ожирение есть у 61,9% населения Беларуси. По этому показателю наша страна занимает 34-е место в мире. Исследование Минздрава Беларуси и Всемирной организацией здравоохранения в рамках проекта STEPS дает схожие результаты: избыточную массу тела имеют 60,6% белорусов. Уровень ожирения в Беларуси выше среднего по Европе.

Беларусы толстеют не на зло Лукашенко, а по вполне прозаическим причинам. Так, главный внештатный эндокринолог Минздрава Беларуси Алла Шепелькевич среди прочего утверждала, что лишь четверть белорусов ест необходимое количество фруктов и овощей. Учитывая, что овощей и фруктов в супермаркетах достаточно, и никаких массовых предубеждений против них у беларусов не наблюдается, то логично предположить, что причина нехватки овощей и фруктов в рационе — в их дороговизне.

Даже те виды овощей, которые выращивают в Беларуси, потом регулярно импортируются, что влияет на цену. Среди причин этого еще в 2009 году называли нехватку хороших хранилищ, техники и логистической сети — «все потому, что наши колхозы, теплицы и сельские хозяйства не умеют применять рыночные методы работы».

Особенно цена важна, если речь идет о пенсионерах или работниках низкооплачиваемых сфер (а в эти категории как раз попадает и первая жертва коронавируса — Виктор Дашкевич, 75-летний актер Коласовского театра в Витебске). Так, средняя зарплата в сфере культуры — 605 рублей (до вычета налогов), одна из самых низких в Беларуси. Средняя пенсия по возрасту и того меньше — меньше 450 рублей.

С такими доходами не приходится говорить и о доступности современных спортивных центров и фитнес-клубов. Ледовые дворцы к таковым не относятся, и их масштабное строительство задачу оздоровления нации никоим образом не решило.

А судьи кто?

На этом фоне нельзя не вспомнить, что вес (а также рост) самого Александра Лукашенко и членов его семьи засекречены— их даже не указывают в информации о хоккейных командах, как того требует регламент.

И в принципе о здоровье самого главы беларусского государства мы не знаем практически ничего. Негативная информация приходит в виде слухов на пророссийских телеграм -каналах или в виде заочных диагнозов от ярых критиков режима, но как все обстоит на самом деле — общественности не сообщается. Единственная публичная информация — о спортивных травмах лица и колена.

Для сравнения: информация о здоровье президента США (включая вес, рост, давление и принимаемые им препараты) опубликована на сайте Белого дома. Потому что здоровье главы государства и влияющие на него факторы (такие, как принимаемые препараты) — это общественно значимая информация.

Впрочем, еще в 2005 году Александр Лукашенко говорил, что весит около 100 килограмм (по методологии вышеупомянутых исследований и при неофициальной информации о роста президента около 190 см — это избыточный вес). С тех пор он рассказывал, что ему пришлось сбрасывать 13 кг, и демонстрировал осведомленность о разных диетах. Ставшее мемом эмоциональное выступление «Ну зачем ты на ночь вместе с этой бульбой жрешь мясо!» также показывает большую личную вовлеченность в тему.

Но и собственные успехи по похудению, и эмоциональные переживания — не повод для фэтшейминга на государственном уровне.

Власть не отражает запрос общества

В соцсетях уже запустили флешмоб #прашчальнаесловапрэзидзента, где от лица Александра Лукашенко моделируют свои критические некрологи в духе «они сами были виноваты». Впрочем, к зубоскалам в интернете беларусской власти не привыкать, а вот куда тревожнее для нее результаты нового социологического исследования компании SATIO «Как жители Беларуси реагируют на коронавирус?».

Согласно репрезентативному национальному опросу, 70% считает, что в Беларуси необходимо прямо сейчас запретить все общественные мероприятия. 56% опрошенных убеждены в необходимости закрыть на карантин все учебные заведения. Также 53% респондентов высказались за перевод всех возможных рабочих мест на удаленную работу. Опция, которую фактически выбирает государство — «Ничего из этого не нужно предпринимать», — занимает последнее по популярности место.


Источник:https://thinktanks.by/files/userfiles/13/111/satio-4.jpg

Беларусы не разделяют цинизм и браваду, которые по поводу коронавиурса проявляет Александр Лукашенко (и вслед за ним — властная вертикаль). Есть очевидный диссонанс между запросом большей части общества — запрет массовых мероприятий и карантин в учебных заведениях, — и президентскими советами лечиться от коронавируса беленькими козочками и дымом от костра.

В этих заявлениях нет политической целесообразности. Такая риторика лишь продолжает разрушение электоральной базы действующей власти, когда «народный президент» демонстрирует оторванность от чаяний народа.

Причем это расхождение позиций не по второстепенному или символическом вопросу, но по максимально острому и насущному: обеспечение безопасности жизни и здоровья во время глобальной угрозы. И чем больше в Беларуси будет жертв коронавируса — тем больше у общества будет вопросов к власти.