С 23 марта в Узбекистане запретят выходить на улицу без масок. В Санкт-Петербурге за соблюдением карантина будут следить 40 тысяч видеокамер. В Беларуси, по словам Александра Лукашенко, ситуация с коронавирусом не такая, чтобы принимать «драконовские меры». Беларусь стала единственной страной в Европе, которая не отменила футбольные матчи.

Лукашенко активно ссылается на опыт Китая в борьбе с коронавирусом: «китайцы нам говорят: не надо излишне карантинить, потому что это результатов не дает».

Зачем нужен карантин?

Карантин нужен для трех целей. Во-первых, остановить распространение инфекции. Во-вторых, снизить нагрузку на систему здравоохранения. Врачам проще принимать в день по двадцать пациентов, чем по сотне.

Есть и противоположная точка зрения. Профессор медицины Стэнфордского университета Джон Иоаннидис считает, что всеобщий карантин приведет к длительной перегрузке системы здравоохранения. При свободном распространении медики столкнутся с пиковой нагрузкой на короткое время.

В-третьих, во время пандемии общество нуждается в «театре безопасности». Пусть карантин и маски не спасают от заражения коронавирусом, но требование всем носить маски и соблюдать карантин успокаивает встревоженную часть общества, убеждает людей в том, что власть принимает меры.

В Китае коронавирусу объявили «народную войну»

О новом вирусе в начале декабря в WeChat рассказал врач из Уханя Ли Вэньлян. 3 января Ли Вэньляна вызвали в полицию и запретили «распространять ложную информацию» о коронавирусе. 12 января 34-летнего врача госпитализировали, а 6 февраля он умер. 19 марта китайские власти признали, что полиция неправомерно наказала врача. Замглавы Уханьского отделения полиции получил выговор.

В феврале лидер Китая Си Цзиньпин официально объявил коронавирусу «решительную народную войну до победного конца». По словам китайского посла в Беларуси Цуй Цимина, руководство КНР приняло «стальные меры», чтобы остановить распространение коронавируса.

Многомиллионный город Ухань оцепили и закрыли на карантин. Также на карантин закрыли еще несколько крупных городов. Дошло даже до отмены массового празднования Нового года по лунному календарю в Пекине. За сокрытие симптомов коронавируса в Китае угрожали уголовной ответственностью.

Благодаря жестким мерам Китай справился с коронавирусом. Авторы доклада «Влияние ограничительных мер в борьбе с инфекцией в первые 50 дней» подсчитали, что карантин в Ухане спас от заражения коронавирусом около 744 тысяч человек.

В Беларуси не стали отменять чемпионат страны по футболу, не собираются отменять и «Славянский базар», в школах не ввели карантин. Поэтому нельзя сказать, что республика полностью следует «китайскому пути» в борьбе с коронавирусом.

Итальянский урок

Италия поздно ввела карантин. Первые случаи заражения выявили 31 января. Карантин в отдельных провинциях ввели только в середине февраля. Тестировали на коронавирус только тех, кто демонстрировал симптомы инфекции.

Сейчас именно Италия, а не Китай считается сейчас эпицентром распространения коронавируса. Италия уже обогнала Китай по числу смертей от коронавируса и уровню летальности. По данным ВОЗ, по состоянию на 20 марта 35713 человек заразились, умерли 3405. В Китае на эту дату 81174 заразились, умерли 3242 человека.

Теперь власти Италии ввели жесткие карантинные меры. В провинции Венето начали тестировать не только тех, кто чихает и кашляет, но также и тех, кто находится в группе риска, например, персонал супермаркетов.

Идем по британскому пути?

Можно заметить, что в борьбе с коронавирусом Беларуси ближе не китайский, а британский путь. Власти Великобритании тоже не стали закрывать границы, отказались отменять уроки в школах и запрещать массовые мероприятия.

Национальная Служба Здравоохранения Великобритании (NHS) надеялась на так называемый «стадный иммунитет». Такая форма иммунитета вырабатывается, когда вирусом переболело большинство населения. Большинство членов популяции должны переболеть, чтобы приобрести иммунитет. Тогда вирусу будет сложнее распространяться.

Активисты и научное сообщество Великобритании призывало правительство принять меры против коронавируса. Удалось добиться отмены Лондонского марафона и футбольных матчей.

Группа Нила Фергюсона из Имперского колледжа подсчитала, что без принятия ограничительных мер в Великобритании могут погибнуть более полумиллиона человек. Дорогая цена за «стадный иммунитет».

19 марта стало известно, что британские власти все-таки решили закрыть школы и большинство станций метро в Лондоне.

В пользу коротких ограничительных мер

В мире растет паника в связи с коронавирусом. В этих условиях обещания жестких мер по борьбе с коронавирусом идут политикам на пользу. После обращения к нации рейтинг французского президента Эмманюэля Макрона вырос на 13% и достиг максимальных за последние 2 года 53%.

Отказ от жестких мер идет вразрез с актуальными запросами общества и снижает рейтинг политиков. Это объясняется тем, что в условиях социальной неопределенности большинство населения хочет переложить ответственность на авторитетного Другого. Особенно сильно такое стремление к перекладыванию ответственности выражено в авторитарных государствах.

В 2020 году пройдут президентские выборы. Год для Беларуси начался сложно. Снизились поступления в бюджет от нефтепереработки. Бюджетники жалуются на падение зарплат по сравнению с прошлым годом. Рубль упал по отношению к доллару и евро. В этих условиях карантин мог бы помочь Лукашенко.

Во-первых, на убытки от карантина можно списать экономические потери от падения нефтяных цен и снижения экспорта. Один из тезисов предвыборной кампании мог бы звучать так: «да, нам пришлось немного потерять в экономике, но зато мы сберегли самое главное — народ. Спасли стариков, а в экономике мы нагоним, затянем пояса. Во всем мире кризис, не только у нас». Безопасность является более базовой потребностью для населения, чем экономическое процветание.

Во-вторых, ограничительные меры карантина стали бы удобным поводом для запрета оппозиционных акций.

В-третьих, в долгосрочной перспективе карантин мог бы стать поводом для начала назревшей реформы госсектора. Возможно, выплачивать работникам базовый доход на время карантина было бы даже выгоднее для государства, чем поддерживать убыточные предприятия.

Всеобщий карантин, несомненно, ударит по белорусской экономике. Поэтому было бы целесообразно вводить карантинные меры не на длительный срок, а циклично, периодами до двух недель. Малому и среднему бизнесу потребуется господдержка хотя бы в виде «налоговых каникул».

В периоды без карантина нужно расширять выборочное тестирование на коронавирус, как это делают в Южной Корее. Нужно выборочно проверять не только тех, кто приехал из-за рубежа, но и тех, кто пока не проявляет симптомов, хотя может быть зараженным коронавирусом, например, работников общепита, учителей, врачей. Такие ограничительные меры позволили бы улучшить имидж действующей власти.