27 августа — 3 сентября сайт «Наше мнение» провел опрос экспертов в сфере международных отношений об инструментах влияния сторон в белорусско-российских отношениях. Экспертам предложили ответить на вопрос: «Каковы 5 главных козырей Беларуси в отношениях с Россией и напротив — каковы 5 главных козырей России в отношениях с Беларусью». В опросе приняли участие 22 эксперта из Беларуси и сопредельных стран — России, Украины, Польши.

Пять ведущих белорусских переговорных аргументов (см. Беларусь-Россия: пять козырей в рукаве) было выделить несложно: культурно-историческую близость с Россией как инструмент влияния назвал каждый эксперт, участие и голос в интеграционных образованиях, роль в российском транзите в ЕС, а также значение Беларуси в российской системе обороны — в этом сошлись две трети участников. По пятому аргументу доминирующего мнения не сложилось, но наиболее часто были обозначены три: 1. хорошая репутация белорусов и белорусской продукции; 2. тесная производственная и бизнес-кооперация (в том числе и помощь российскому бизнесу в обходе санкций США и ЕС); 3. украинский фактор, играющий в пользу возрастания транзитного значения Беларуси и в целом — возрастания ценности союзничества с Минском на фоне неудачи с Украиной, с другой стороны — в качестве негативного примера форсированного принуждения к сотрудничеству.

Разброс мнений по поводу российских переговорных аргументов (или рычагов давления), в том числе за счет разнообразия оптик: часть экспертов оценивали инструменты влияния, но часть — инструменты принуждения включая угрозы белорусской государственности со стороны России. Однако, два «козыря» указали почти все опрошенные. Первый — российский контроль над энергообеспечением Беларуси, существенный вес энергопоставок и сопутствующих им выгод (т.н. субсидии) в обеспечение экономической устойчивости страны. Второй — критическая зависимость от российского рынка сбыта.

Больше половины опрошенных подчеркнули также ключевую роль России как финансового донора Беларуси (кредиты и инвестиции). В качестве четвертого фактора влияния можно выделить информационный: доминирования российских масс-медиа в белорусском информационном пространстве или же серьезное влияние российского информационного поля указали около 40% опрошенных. Военное доминирование и, таким образом, пятый российский «козырь» указали около трети экспертов.

Любопытно, что «союзный рычаг» как российский инструмент влияния назвали всего два эксперта, в то время как, напротив, участие Беларуси в интеграционных объединениях с Россией в качестве инструмента влияния указали почти все эксперты. В качестве дополнительных переговорных рычагов были названы: пророссийские настроения в Беларуси и/или популярность Владимира Путина (7 экспертов); близкие контакты элит, лояльность белорусского правящего класса Кремлю (7); политическое влияние России и предсказуемость и/или управляемость Лукашенко (4); авторитарный стиль правления в Беларуси, который приводит правящий класс и государственную машину к бездумному некритическому подчинению и отсутствию склонности к риску (3); агрессивность Кремля (3); слабая национальная идентичность белорусов (2); русский язык (1).

Следует также отметить, что большинство экспертов отметили асимметричность взаимозависимости России и Беларуси: зависимость Беларуси по отмеченным выше направлениям признается критической, в то время как у России дела обстоят лучше. Многие отметили наличие у нее выбора или же активное стремление такой выбор себе обеспечить. К примеру в вопросе энергоресурсов транзитная роль Беларуси отчасти компенсирует ее зависимость от их поставок, но лишь отчасти, и в убывающей степени — поскольку Россия активно выстраивает собственную транзитную инфраструктуру. То же касается и сферы военной безопасности. Да, роль Беларуси в обеспечении российской военной безопасности является весьма значимой, но Россия движется к снижению этой роли, обзаводясь альтернативными возможностями.

Таким образом, с точки зрения большинства опрошенных НМ экспертов асимметрия российско-белорусских отношений остается их базовой характеристикой. Вместе с тем, некоторые из участников опроса указали весьма интересные белорусские аргументы, которые очевидно превосходящая сила России не упраздняет. О них мы расскажем в следующем материале, а также опубликуем несколько развернутых ответов экспертов по разрешению их авторов.