Продолжение. Начало см. тут

II. Случай БелТА: информация общая — выгода частная

2.1 Практически с самого начала «дела БелТА» появились публикации, акцентирующие внимание на несправедливости механизма доступа «негосударственных» журналистов к информации о деятельности государственных органов. Было озвучено много разных фактов и историй: и отказы государственных служащих (включая работников пресс-служб) давать комментарии журналистам «негосударственных» СМИ, и получение пресс-релизов после БелТА или от нее самой и т. д.

Впрочем, были и другие публикации, где действия журналистов и редакторов «негосударственных» СМИ и интернет-порталов назывались не иначе, как банальным воровством.

Соответственно, возникает вопрос, что это за БелТА такая, что притягивает взоры журналистов СМИ и интернет-ресурсов, традиционно опережающих пострадавшую сторону по количеству просмотров их сайтов и посетителей.

2.2 БелТА, оно же РУП «Белорусское Телеграфное Агентство», также как Белпочта и организации системы Союзпечати, подчинена Республики Беларусь, являющейся собственником его имущества и назначающей (Президент) его директора. Также, как и вышеперечисленные организации, истоки БелТА нужно искать в Советском Союзе.

Её краткая история такова: 23 декабря 1918 года в Минске открылось Белорусское отделение Российского телеграфного агентства (БелОтРОСТА); потом было создано Белорусское бюро Российского телеграфного агентства (БелРОСТА), реорганизованное в период НЭПа в Белорусское отделение Союзного коммерческого телеграфного агентства (БелКТА), которое в 1931 г. и получило свое современное название. Отметим также, что Постановлением Совета Министров БССР от 13 сентября 1971 г. № 287 был урегулирован вопрос подписной платы за информацию БЕЛТА, передаваемой редакциям газет и Государственному комитету СМ БССР телевидению и радиовещанию (постановление было отменено).

2.3 В независимой Беларуси правопреемником БелТА стало Белорусское информационное агентство (Белинформ), ставшее подведомственной организацией Министерства информации (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 1992 г. № 256).

Указом Президента Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 8 «Вопросы Белорусского информационного агентства» Белинформ из ведения Министерства культуры и печати был передан Администрации Президента Республики Беларусь, а также было конкретизировано его право на получение правительственной информации.

Указывалось, что Белорусское информационное агентство,за счет республиканского бюджета, распространяет для средств массовой информации:

1) акты палат Парламента, Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, министерств, других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь,

2) официальные сообщения о деятельности этих органов и высших должностных лиц Республики Беларусь.

Министерству финансов предписывалось с 1 февраля 1995 г. ежемесячно финансировать затраты указанного Агентства по распространению официальной информации.

2.4 Указом Президента Республики Беларусь от 10.10.1995 № 413 «О некоторых вопросах Белорусского информационного агентства» агентству было возвращено прежнее название — БелТА. Также Указ № 413 предписывал:

1) предоставить БелТА первоочередное право передачи средствам массовой информации официальных документов и сообщений;

2) обязать пресс-службы министерств, государственных комитетов и иных центральных органов управления Республики Беларусь распространять сообщения через БелТА;

3) Министерству связи и информатики передавать оперативные сообщения БелТА для объединенных, городских и районных газет за счет бюджетных ассигнований этого Министерства.

2.5 Кроме того, нормативные правовые акты, действовавшие в разные годы, предоставляли работникам БелТА и другие привилегии:

1) в качестве правительственных обрабатывались телеграммы «Пресса», содержащие информационные сообщения «БелТА», его агентств, отделений, корреспондентов, предназначенные к опубликованию в печати (п. 15 Телеграфных Правил);

2) разговоры, которые велись генеральным директором Белинформа (БелТА), относились к категории «государственные разговоры» (Инструкция по международной телефонной службе, Положение о порядке приоритетного обслуживания междугородной и международной (на страны СНГ и Грузию) телефонной связью).

2.6 Общеизвестна в Беларуси и государственная поддержка «отдельных» СМИ и организаций. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 192 из республиканского бюджета оказывается поддержка: РУП «Белорусское телеграфное агентство» на оплату расходов по сбору, подготовке и распространению официальной информации, а также расходов, связанных с обеспечением функционирования официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь, сопровождением официального интернет-сайта Республики Беларусь «Belarus.by», изданием и распространением бюллетеня «Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь» и журнала «Беларуская думка».

2.7 Таким образом, коммерческая организация РУП БелТА, в сравнении с иными коммерческими организациями, занимающимися распространением информации, может похвастаться следующими преимуществами:

1) гарантированное получение правительственной информации «из первых рук»;

2) гарантированное вознаграждение за работу по распространению правительственной информации;

3) стабильность доходов за счет государственного бюджета и получения дополнительных заказов «со стороны» (сопровождение сайтов госорганов, распространение журналов);

4) получает готовые информационные материалы госорганов, подготовленных работниками государственных органов и организаций (опять же за счет государственного бюджета), что позволяет концентрироваться на поиске и распространении информации не от государственных органов;

5) минимальная зависимость от спадов активности «ньюсмейкеров».

2.8 В связи с чем возникает ряд вопросов.

Используется ли в платной информационной ленте информация, получаемая БелТА в рамках Указов № 8 и 413? Если да, то справедливо ли (в конституционно-правовом смысле) предоставлять эту информацию за вознаграждение?

Наконец, справедливо ли, коммерческой организации государственной формы собственности, находящейся в столь вольготных условиях, в принципе конкурировать с иными СМИ, посредством предоставления информации с опережением по времени?

Исходя из вышеуказанных Указов № 8 и 413, становится очевидно, что даже в случае отсутствия в платной инфоленте «правительственной информации», РУП БелТА находится в более комфортабельных условиях для ведения бизнеса по распространению информации.

Этот вывод, разумеется, ни в коем случае не отменяет действие Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь (и ст. 349 в частности) и не оправдывает несанкционированный доступ к чужим информационным системам. Но, и сохранение statusquo в ситуации с распространением «правительственной информации» в Беларуси, не в полной мере соответствует международно-правовым и конституционным гарантиям свободы информации и запрета монополии на ее распространение. И, на мой взгляд, эту сложившуюся ситуацию следует учесть и при разбирательстве по уголовному делу БелТА. Тем более, что и перечень обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность, закреплен открытым.

Заключение

1. На реализацию свободы информации (получение, распространение) в Беларуси гражданами и организациями влияют не только государственные органы (через правовое регулирование), но и коммерческие организации государственной формы собственности в форме РУП (используя свои конкурентные преимущества).

2. Конкурентные преимущества распространителей информации государственной формы собственности созданы законодательством, государственными инвестициями и фактом длительного и непрерывного функционирования, включая период легального отсутствия у них конкурентов (СССР).

3. Законодательство о почтовой связи страдает от правовой неопределенности, что касается «публичного» статуса договора об организации подписки (включения печатного СМИ в каталог подписной периодики), а равно характеризует рынок почтовой связи общего пользования (включающего прием подписки и доставки СМИ) сферой естественной монополии с доминирующим положением РУП «Белпочта».

4. В подобных условиях, отказ РУП «Белпочта» от включения печатного СМИ в каталог по подписки на печатное СМИ по причинам, не указанным в п. 4 Инструкции № 15, полагаем будет в достаточной степени представлять собой вмешательство в права, защищенные статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах» (права на информацию).

5. Система организаций «Союзпечати» аналогично способна негативно повлиять на распространение печатных СМИ путем отказа от включения конкретных СМИ в свой каталог подписной периодики и (или) от распространения их через собственную многочисленную систему газетных киосков. Подобный отказ также можно квалифицировать, как вмешательство в права, защищаемые ст. 19 Пакта.

6. Правовой статус РУП «БелТА», как государственного информационного агентства, ответственного за распространение правительственной информации, ставит его в более экономически выгодные условия по сравнению с любым СМИ частной формы собственности. При таких условиях, наличие у БелТА платной и эксклюзивной инфоленты, становится дополнительным фактором, способствующим государственной монополизации рынка информации и подрыву конституционной гарантии на равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.