Европе вряд ли удастся заблокировать реализацию амбициозного российского проекта — строительство «Северного потока-2», с помощью которого Россия хочет уйти от транзита газа через Украину в европейском направлении. Но регуляторные рычаги влияния на эту «трубу» Еврокомиссия постарается получить.

Германия дала добро

Nord Stream 2 AG, оператор газопровода «Северный поток–2». 31 января получил разрешение на строительство и эксплуатацию морской части газопровода «Северный поток 2» в территориальных водах Германии и сухопутной части в районе Любмина вблизи Грайфсвальда. В сообщении проектной компании говорится, что Горное ведомство Штральзунда выдало официальное разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода в соответствии с законом об энергетической промышленности.

Еще одно, последнее разрешение от германских властей — Федерального ведомства по судоходству и гидрографии — оператор «Северного потока–2» ожидает получить в первом квартале 2018 года.

Следует отметить, что оператору новой российской «трубы» предстоит еще получить разрешения национальных регуляторов четырех стран, вдоль чьих территорий проляжет труба, — России, Финляндии, Швеции и Дании.

Тем не менее, финансовый директор Nord Stream 2 AG, Пол Коркоран ранее выражал надежду, что все необходимые разрешения от всех пяти стран будут получены к концу второго квартала 2018 года, а строительство газопровода завершится в намеченный срок — к концу 2019 года. Почему для российской монополии так важны эти сроки, понятно: в 2019 году истекает контракт «Газпрома» на транзит газа с Украиной, и он не хочет подписывать новый контракт на поставку газа в Европу по украинскому маршруту. Поэтому российская монополия и старается успеть к 2019 году построить «Северный поток-2».

Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал полученное от Германии разрешение на прокладку и эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» ключевым. «Это ключевое решение, которое уже сейчас открывает возможность начать строительство самого важного участка нового морского газопровода „Северный поток — 2“ в территориальных водах Германии и берегового приемного терминала в Грайфсвальде», — сказал он.

Польша против

Если Германия поддерживает проект строительства «Северного потока — 2», то Польша не оставляет попыток осложнить его строительство, а также ограничить «Газпром» в управлении этой «трубой».

Сейчас у «Газпрома» есть три варианта поставки газа в Европу: «Северный поток», Ямал — Европа (через Беларусь и Польшу) и через Украину.

К концу 2019 г. «Газпром» рассчитывает построить «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Они увеличат экспортные мощности компании на 70,5 млрд. куб. м газа. При этом контракты на поставку газа в Польшу и транзит через территорию страны заканчиваются в 2022 году и 2020 голу соответственно. Условия поставок российского газа Польшу не устраивают. «Поставки газа в Польшу осуществляются по куда более высоким ценам, чем в Германию, хотя мы ближе», — сообщал летом 2017 года «Коммерсанту» министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Рассматривать продление транзитного контракта Польша готова «при условии, что цена нас заинтересует», сказал он.

Польша последовательно пытается блокировать инициативы «Газпрома», которые могут привести к изменению маршрутов и увеличению транзита российского газа в Европу. В 2016 году польский антимонопольный регулятор UOKiK отказал «Газпрому» в создании консорциума с пятью европейскими компаниями для строительства «Северного потока — 2». В конце 2016 года польская PGNiG и правительство Польши через суд запретили «Газпрому» доступ к части мощностей (14,6 млрд. куб. м в год) сухопутного продолжения «Северного потока» — газопровода OPAL. Запрет удалось снять лишь в августе 2017 года.

Сейчас Польша предлагает Еврокомиссии поскорее принять поправки в Газовую директиву, которые распространяют правила Третьего энергопакета на морские газопроводы в ЕС из третьих стран. Утверждение этих поправок даст Еврокомиссии основания требовать от этих проектов разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон.

Проект поправок в Газовую директиву был представлен Еврокомиссией 8 ноября 2017 года. 31 января 2018 года истек срок подачи отзывов на проект поправок к газовой директиве ЕС. По данным СМИ, к этому времени было подано 36 отзывов, почти треть — 11 документов — от польских компаний и связанных с ними общественных организаций. PGNiG, GAZ-System, Orlen, Grupa Azoty, Tauron, KGHM, Enea, Польская химическая торговая палата, трейдерская ассоциация TOE и другие поддержали законопроект.

Основная претензия, содержащаяся во всех этих отзывах, — недостаточный срок публичных консультаций и отказ ЕК от оценки воздействия нового регулирования под тем предлогом, что оно не окажет существенного влияния на рынок.

Согласно обычной процедуре ЕК должна была до внесения поправок в Европарламент три месяца вести консультации. Но Брюссель пошел по упрощенной процедуре, применяемой для незначительных правок, и запустил двухмесячные публичные консультации параллельно с законодательным процессом. Участники консультаций с этим не согласны. Они подчеркивают, что вне зависимости от того, нужно ли вводить регулирование или нет, оно существенно повлияет на различные аспекты их бизнеса.

Между тем, Еврокомиссия заявляет, что не связывает подготовку законопроекта с планами «Газпрома» по строительству «Северного потока — 2». «Директива Еврокомиссии не направлена против какого-то определенного трубопровода. Она направлена на создание правовой безопасности всех трубопроводов, которые приходят на территорию Евросоюза и выходят с нее», — заявил на пресс-конференции посол Европейского союза в России Маркус Эдерер. «Эти нормы не нацелены на то, чтобы запретить эксплуатацию какого-то трубопровода или его прокладку», — добавил он. По словам посла, пока рано делать выводы о том, станут ли поправки, инициированные ЕК, частью законодательства Евросоюза.

Эксперты считают, что принятие поправок в Газовую директиву может поставить под вопрос судьбу проекта «Северный поток — 2». Поправки, конечно же, не помешают «Газпрому» построить «Северный поток — 2», но в этом случае работа газопровода должна будет подчинена Третьему энергопакету. А значит, «Газпром» обязан будет обеспечить доступ к трубе других поставщиков (сейчас он — экспортный монополист), разделить компанию по видам деятельности, согласовывать тарифы с регулятором. Если «Газпром» не выполнит эти требования, то ЕК может ограничить использование мощности газопровода или вообще запретить его эксплуатацию.

Неслучайно накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил на пресс-конференции, что в Москве внимательно наблюдают «за теми дискуссиями, которые сейчас идут в ЕК, чтобы специально задним числом придумать некие новые правила и попытаться затормозить „Северный поток“.

Борьба за время

Сейчас Еврокомиссия и сторонники «Северного потока-2» ведут борьбу за время. ЕК нужно принять закон как можно быстрее — не позднее конца 2018 года (чтобы возобновить процесс получения мандата на переговоры с Россией по этому газопроводу. «Северный поток — 2»), а сторонники российского газопровода пытаются затормозить процесс.

Отметим, что 9 января 2018 года председательство Болгарии в Евросоюзе запросило позицию своей юридической службы о том, не противоречат ли поправки в Газовую директиву ЕС конвенции ООН по морскому дну и нормам ВТО. При этом срок голосования по законопроекту в Европарламенте был сдвинут на месяц, на 28 марта.

Эксперты считают, что документ, скорее всего, будет одобрен Европарламентом, а дальше его судьба будет решаться в Совете ЕС.

Экспорт российского газа в Европу начал падать

В 2017 году «Газпром»увеличил экспорт в дальнее зарубежье: на 8,1%, до рекордных 193,9 млрд. кубометров. Максимальные объемы зафиксированы почти на всех крупнейших европейских рынках. Рекордный объем газа поставлен в Германию — 53,4 млрд. кубометров (рост на 7,1%), в Австрию — 8,5 млрд. кубометров (рост на 40%), Нидерланды — 4,6 млрд. кубометров (рост на 9,7%), Данию — 1,75 млрд куб м (рост на 1,9%).

В начале 2018 года ситуация изменилась. Экспорт российского газа в Европу (без учета поставок в Турцию) с 1 по 20 января снизился на 14% по сравнению с тем же периодом 2017 года, до 10,1 млрд. кубометров, сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на данные «Газпрома».

Основной причиной стала теплая погода в Европе, которая притормозила импорт и отбор газа из местных подземных хранилищ. При этом «Газпром» предпочел сокращать прокачку через Украину, где транзит упал почти на 2 млрд. кубометров. транзит через страну упал за первые три недели на 27%, до 4,3 млрд. кубометров (5,9 млрд. кубометров было годом ранее). В то же время поставки по другим экспортным газопроводам — «Северный поток» и Ямал-Европа — сохраняются на максимальном уровне, как и в прошлом году — 5,8 млрд. кубометров.

Эксперты отмечают, что помимо рекордов 2017 года есть два фактора, которые сейчас играют не на руку «Газпрому»: довольно мягкая погода в Европе и выросшая цена поставок. За прошлый год цена российского газа увеличилась на 13,6%, до 225 долларов за тысячу кубометров в декабре 2017 года. Поэтому европейские компании перестали закупать российский газ впрок, как делали это еще год назад в период низких цен.

Для справки

Проект «Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая стоимость оценивается в 9,5 млрд евро. «Газпром» — единственный акционер Nord Stream 2 AG. Европейские партнеры «Газпрома» по проекту — немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell.