В двадцатых числах мая Дональд Трамп одержал промежуточную победу над конкурентами из Республиканской партии: гарантировал себе голоса большинства делегатов съезда партии, который пройдетв июле 2016 г. Победа этого эпатажного американского политика на первичных выборах или так называемыхprimaries, не гарантируют политику успех на выборах главы государства, которые состоятся в ноябре, но существенно повышает его шансы на успех.

У Д. Трампа есть целый ряд преимуществ, отсутствующих у его главного оппонента из Демократической партии. Прежде всего, он является финансово независимым человеком — миллиардером, который тратит собственные средства, а не деньги фондов и стоящих за ними групп интересов.

Чего нельзя сказать о его главном оппоненте — Хиллари Клинтон. В начале мая в Вашингтоне состоялась презентация книги: «Финансы поют романсы», посвященной финансовым нарушениям бывшего государственного секретаря. Она наделала много шума и уже отразилась самым негативным образом на доверии к политику в ее же собственной партии. Она, в отличие от Д. Трампа, так и не стала «единым кандидатом», если использовать терминологию, заимствованную из постсоветского политического лексикона для описания первичных выборов в США. Дело в том, что с ней до последнего момента сражался сенатор, политик левых взглядов Б. Сандерс. Он уступил только под давлением президента Б. Обамы, который недавно заявил, что Х. Клинтон является лучшим кандидатом для партии на будущих президентских выборах [1].

Дональд Трамп является также олицетворением американской мечты и идеалов демократии. Он относится к тем поколениям американцев, которые добились всего благодаря упорному труду, а не наличию связей и влиятельных родственников в высших эшелонах власти. Это качество выгодно отличает его от главного оппонента на предстоящих выборах главы государства, которая принадлежит к известному «политическому клану». В сложившейся ситуации — это, скорее минус, чем плюс. Да, она продемонстрировала многие качества профессионала, работая государственным секретарем. Но, как и тогда, и теперь за ее спиной в нужную минуту появляется супруг — бывший президент Соединенных Штатов Билл Клинтон. Это раздражает многих людей, которые теряются в догадках: кто же в этой семье главный?

В мае 2016 г. Х. Клинтон, по данным большинства социологических служб, опережала всех соперников, включая Д. Трампа [2]. Однако следует учитывать, что до выборов остается еще много времени, а американцы в своей значительной части еще не определись со своими симпатиями и антипатиями. Хорошо известно также, что важные политические решения принимаются в последний момент. В США так и не сформировались партии в европейском смысле слова, с жесткой иерархией и дисциплиной членов. В этой стране все еще возможно: можно поддержать на первичных выборах представителя демократической партии, а потом проголосовать за республиканца. Все зависит от самой избирательной кампании, которая даже не начиналась [3].

Важным преимуществом Дональда Трампа является то, что он не побоялся довольно жестко раскритиковать «святая святых» — внешнюю и оборонную политику президента Барака Обамы за слабость и отступление от принципов демократии. Речь в первую очередь идет об очевидном провале попыток содействовать развитию так называемых демократических режимов в арабском мире: в странах, не имеющих ни демократических традиций, ни опыта жизни в условиях демократии западного типа. Об этом свидетельствует практика: из всех стран так называемой «арабской весны» пока худо-бедно держится только один Тунис. В остальных к власти пришли либо военные, либо исламские фундаменталисты. В третьих государствах, таких как Сирия, идет гражданская война, в которую вмешалась В. Путин. А он, на наш взгляд, является не менее опасным для демократических процессов в мире, чем Исламское государство со всеми ее боевиками и лидерами.

В Трампе меня привлекает и то, что он искренно выступает за сильную Америку. Сильным же является тот политический курс, который не обязательно предполагает бряцание оружием или претворение в жизнь обещания посредством стены отгородить Соединенные Штаты от Мексики. Этим можно только насмешить, а не привлечь на свою сторону многие важные группы населения в Америке. Примером являются мексиканцы. На пасху в Мексике верующие-католики сжигали чучела Д. Трампа как воплощение абсолютного зла [4].

Сильным политическим курсом, является такой, который способен предложить Америке исправление ошибок ряда предыдущих администраций. Этот курс должен превратить именно Восточную Европу, включая Украину и Беларусь, в центр приложения американских лидерских усилий. Такой разворот в политике является довольно рискованной затеей, так как бросит вызов главному противнику Соединенных Штатов и идеалов демократии в мире — путинской России. Успех такого предприятия можно обеспечить при сохранении превосходства в качестве вооружений США над противником. Однако даже Америке не удастся решить эту проблему самостоятельно, без укрепления блока НАТО и расширения его на Восток. Сказанное выше не должно восприниматься, как призыв автора военным путем отбросить Россию к Смоленску и Москве. Это было бы экстремистским лозунгом, а автор статьи никогда не занимал крайних позиций.

Новое руководство Соединенных Штатов должно предложить действующим руководителям восточно-европейских государств, включая А. Лукашенко, реальную альтернативу сближению с Москвой в сфере экономики и политики — своеобразную «дорожную карту». Воплощение в жизнь этих идей стало бы проявлением американского лидерства в регионе, который является стратегически важным для Соединенных Штатов.

Способен ли Д. Трамп принять вышеизложенные идеи и воплотить в жизнь «новый курс» американской внешней и оборонной политики? Ведь совсем недавно он утверждал, что В. Путин является для него образцом сильного политика, с которым США обязаны найти общий язык. Тем не менее Д. Трамп обладает качеством, которое является редким в мире политики: он умеет признавать собственные ошибки и извлекать из них уроки.

«В своем недавнем интервьюинформационному агентству Reuters, Трамп явно без положительных эмоций вспомнил свой обмен любезностями с российским президентом полугодичной давности, попытавшись дистанцироваться от них и представить дело так, как будто это Владимир Путин искал его расположения. По словам кандидата-республиканца сказанные друг другу комплименты вовсе не гарантируют теплое и простое общение Трампа и Путина в будущем.То, что он (президент Путин — прим. ред.) сказал хорошие вещи обо мне вовсе не означает, что это поможет ему в переговорах. Это не поможет ему… Напомним, в декабре 2015 г. президент России Владимир Путин, комментируя фигурантов президенсткой гонки в США, назвал Дональда Трампа колоритным человеком и талантливым политиком, способным улучшить американо-российские отношения. На что американский миллиардер ответил, что получить комплимент от человека, который столь глубоко уважаем не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, для него великая честь» [5].

К сказанному следует сделать одно замечание. Этапы «любви» и «нелюбви» Д. Трампа к В. Путину, четко соответствовали фазам избирательной кампании. На начальном этапе симпатии к российскому лидеру могли привлечь внимание американской публики, так как эту позиция серьезно отличалась от общепринятого стереотипа восприятия российского лидера, бросалась в глаза, помогала политику выделить себя из массы других кандидатов, и, таким образом, играла полезную роль. На нынешнем этапе, когда речь идет о формировании команды и разработке посланий публике, имидж «друга Путина» вредит Д. Трампу. По всей видимости, ни один серьезный политик в США не может заработать очки на дружбе с В. Путиным.

Это связано с российской агрессией против Украины, и Д. Трамп не остался в стороне, не обошел молчанием эту тему. В интервью TheNewTimesполитик отметил, что «одна вещь, которую я не переносил, была Украина. Но сейчас я весь за Украину. В то время, когда у Украины возникли проблемы с Россией, никто кроме США не пришел на помощь. Вы видели, что Германия и другие страны не выглядели такими вовлеченными (в конфликт — зам. автора). Они только говорили: мы должны остановить (Путина — зам. автора) и ничего не делали. Все происходило между США и Россией. Почему так? Фактически из-за газа и нефти и других вещей, которые другие страны хотели получать из России. США сражается за Украину и никто, кроме них и самих украинцев. Это не выглядит справедливым и логичным» [6].

К этому нечего добавить. Позиция Д. Трампа по украинскому вопросу свидетельствует о том, что политик занимает последовательные позиции, направленные на отстаивание ценностей демократии в одной из ключевых стран Восточной Европы, которым бросила вызов авторитарная и имперская Россия. Эта позиция является более последовательной, чем позиция Б. Обамы, которому приходится учитывать интересы Евросоюза. Эта организация, как мы видели, все еще не рискует пойти на полный разрыв отношений с Россией. Большую последовательность Д. Трампа можно объяснить и установками республиканского электората. Они являются гораздо больше антипутинскими, чем установки избирателей Демократической партии США [7].

Таким образом, в случае победы Д. Трампа на выборах в ноябре 2016 г. ему придется отстаивать интересы демократии в Восточной Европе, которым давно брошен вызов В. Путиным. Мне кажется, что он справится с решением этой задачи лучше, чем Х. Клинтон. Демократические ценности нужно защищать, прежде всего, там, где им брошен вызов, то есть в Украине. Другим странам этого региона, таким как Беларусь, должно быть предоставлено право выбора и демонстрация преимуществ жизни в условиях демократии без принуждения и насилия. Эту задачу следует начать решать, двигаться вперед и не оглядываться на окрики российских «старших братьев».

Примечания

[1] См.: Евроньюз. Программа новостей 20.06. 2016.

[2] Гл.: Эфект Трампа будзе дапамагаць дыктатарам усяго свету // Радыё Свабода24.05. 2016.

[3] См.: Ровдо В. Политическая система США // Сравнительная политология Ч.2. Вильнюс-Москва: «Вариант», 2008, с. 12-62.

[4] См.: Московский комсомолец 01.05.2016.

[5] Васейкина И. Дональд Трамп «разлюбил» Путина // Reuters,18.05. 2016.

[6] См.: Трамп об Украине. Почему ею занимаются США, а не Германия? // MK.RU.

[7] Ровдо В.Россия-Запад: вероятность потепления минимальна // Наше мнение 27.01.2016.