Беларусь хочет получить дисконтную цены на импортируемый из России газ. Но, не дождавшись ее от российского поставщика, она фактически установила ее сама для себя, оплачивая газ с 1 января 2016 года по более справедливым, как она считает, тарифам.

Отметим, что Беларусь является одним из крупнейших импортеров российского газа, покупая 21-22 млрд кубометров в год. Скидка, например, в USD 10 за тыс. кубометров (на что в конце 2015 года надеялась белорусская сторона) означала бы прибавку к госбюджету более USD200 млн. Минск считает себя правым и заявляет, что у него есть все основания добиваться скидки. Хотя, отметим, он ни разу не указал на нарушение «Газпромом» контрактных обязательств.

Минск недоволен долларовой привязкой

Суть газового спора косвенным образом пояснил белорусский премьер Андрей Кобяков, обратив внимание на явную несправедливость: за белорусскую продукцию Россия платит в рублях, а Беларусь за российские энергоносители — в долларах. По словам Кобякова, ослабление курса российского рубля должно было повлиять и на цену газа для Беларуси. Ведь в начале 2014 года при курсе российского рубля 32-33 за доллар Беларусь покупала газ по USD 165 за тыс. кубометров, а с 1 января 2015 года — по USD142, хотя доллар в это время стоил более 60 российских рублей. «Логично, что газ уже должен стоить порядка 80 долларов, а у нас 142», — сказал А. Кобяков.

Далее он объяснил, что газовый спор возник потому, что стороны не решили вопрос ценообразования на энергоносители в валютах. За энергоносители Беларусь платит в долларовых ценах. Рассчитываться, конечно, можно и в российских рублях, но «главная проблема в том, что ценообразование привязано к доллару», — разъяснил Кобяков.

Действительно, в соответствии с межправительственными соглашениями цена на импортируемый из России природный газ установлена в долларах. Это предусмотрено статьей 12 Соглаше­ния между правительством Беларуси и правительством РФ о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь, которое было подписано 25 ноября 2011 года (в долларах цена на газ для Беларуси устанавливается с 1 января 2012 года).

Отметим, что на территории Беларуси расчеты с газо- и энергоснабжающи­ми организациями за природный газ, электрическую и тепловую энергию производятся потребителями в белорусских рублях (за некоторыми исключениями). Но при этом установлен порядок индексации цен на энергоресурсы в долларах. Порядок индексации утверждает Минэкономики с учетом курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресур­сы, на дату оплаты потребителем и дату установления Минэкономики цен на энергоресурсы.

Ошиблись с ориентацией?

Детали определения цены на газ — как правило, коммерческая тайна. Тем не менее, известно, что после того, как в конце 2011 года Беларусь продала «Газпрому» свою газотранспортную систему «Белтрансгаз», Россия с 1 января 2012 года (время старта Единого экономического пространства Таможенного союза) «отцепила» Беларусь от европейской системы ценообразования на газ и привязала ее к российской.

По межправительственному соглашению от 2011 года цена на газ для Беларуси рассчитывается по формуле. Базовой для нее является цена газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа (устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ), в нее включена стоимость транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы России и Беларуси, а также стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории РФ, величина расходов «Газпрома» по реализации газа. Полученная в результате цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно индексируется на уровень инфляции. Уровень инфляции для индексации цен определяется по числовому значению изменения потребительских цен (CPI-U), публикуемому Бюро статистики труда Департамента труда США.

Условиями межправительственного газового соглашения предусмотрено, что пересчет цены на газ в доллары должен производиться по официальному курсу Центробанка РФ на 1 января каждого года и (или) дату изменения цены на газ для российских потребителей.

В конце 2015 года генеральный директор ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Владимир Майоров пояснял, что если цена на газ в России не повысится и курс доллара сохранится, то цена газа для Беларуси в 2016 году будет на уровне третьего-четвертого квартала 2015 года (около USD 142 за тысячу кубометров). По его словам, оба фактора — динамика курса российского рубля относительно доллара и колебания цены на газ в России — являются определяющими для установления цены на газ для Беларуси

Эта формула действует, пока Россия не перейдет на внутреннем рынке на равнодоходные цены (то есть, когда продажа газа на внутреннем рынке будет приносить «Газпрому» такой же доход, что и экспорт). Россия и Беларусь собирались вместе прийти к равнодоходным ценам еще к 2011 году, что было зафиксировано при подписании газовых соглашений в 2006 году. Но из-за кризиса 2008 году Россия отложила этот срок на 2014 году, а затем — на 2017–2018 годы.

Теперь стало очевидно, что из-за падения мировых цен на нефть для Беларуси стала более выгодна привязка не к российской цене на газ, а к европейской формуле ценообразования.

Это, по сути, подтвердил, заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев. В интервью «РИА Новости» он прямо сказал: «Газпром» не видит причин для снижения цены на газ для Беларуси. «Есть формулы, например, связанные с нефтяными коэффициентами, а Беларусь шла по другому пути. Они же сами не пошли на формулу, привязанную к нефтяным эквивалентам, они захотели цену, как в России, плюс транспорт. Сегодня белорусские коллеги говорят: нет, мы хотим, чтобы было по-другому. Ну, надо быть последовательными», — сказал В. Голубев.

Избирательное отношение

Тем не менее, это категоричное заявление вызывает вопросы, учитывая, что «Газпром» предоставляет их другим странам. Недавно «Газпром» второй раз за полгода предоставил скидку на газ для Армении — сначала на 12,7%, а затем — на 9%, хотя стоимость газа для этой определяется также, как и для Беларуси, в соответствии с формулой цены, привязанной к российскому ценообразованию. В сентябре 2015 года «Газпром» снизил базовую цену для Армении на 12,7%, а с 1 апреля 2016 года — на 9%, до USD150 за тыс. кубометров вместо USD165 за тыс. куб. м.

Другое дело, что у российской монополии свои интересы в Армении. «Мы укрепляем сотрудничество с нашими армянскими партнерами. „Газпром“ оперативно реагирует на увеличение спроса на газ на рынке республики и готов наращивать поставки, в том числе из Ирана в рамках обменных операций. Кроме того, компания будет и дальше принимать участие в развитии газотранспортной инфраструктуры Армении», — заявил Алексей Миллер.

Возможно, если бы Беларусь сделала встречные уступки по интересующим Россию вопросам (в частности, по размещению военной базы, продаже определенных активов), то газовый торг не растянулся бы на такой долгий срок.

Что касается судебного спора, то он может стать затяжным, если стороны не сядут за стол переговоров в поисках компромисса. Беларуси выгодно тянуть время, в то время как России абсолютно невыгодно обострять газовый скандал с ближайшим союзником. Не исключено, что в результате Москве придется уступить и сделать скидку, пусть и небольшую, к цене на газ для Беларуси.