По данным Минсоцтруда, уровень зарегистрированной безработицы на начало 2016 года составил 1% от экономически активного населения (на начало года 2015 года — 0,5%). Численность занятого населения уменьшилась на 1,6% по сравнению с ноябрем прошлого года и составила 4,5 млн человек.

Численность занятых подсчитывается по сведениям отделов кадров предприятий, и эти данные вызывали бы абсолютное доверие, если бы не одно статистическое «но». Ведь в экономике действуют «организации» и «микроорганизации, а также „малые организации без ведомственной подчиненности“. „Организации“ отчитывается перед заинтересованными ведомствами ежемесячно, а „микрорганизации“ — раз в год.

Как сообщил Белстат, в ноябре прошлого года в общей численности занятого населения 3,1 млн человек (70%) составляли работники организаций, соответственно, количество работников «микрорганизаций» составило 1,339 млн, определяемое не по спискам промышленно-производственного персонал отделов кадров, а арифметическим способом. По принципу: они должны там быть.

Корова может быть без молока, молока без коровы быть не может. В Беларуси не может быть хозяйствующих организаций, которые не имели бы ведомственной подчиненности (даже бывшие колхозы), но вполне могут быть малые и микроорганизации, формально не подчиненные ни одному из ведомств (государственным структурам). Большинство из малых и микро- организаций являются частными, и большинство из них — коммерческие. Коммерческая микрорганизация, став убыточной, прекращает фактическое существование, но продолжает формальное. Например, завершает деятельностью вынужденной распродажей своих складов.

Таких «банкротов» за прошедший год, особенно в ноябре–декабре, стало, как кажется, очень много. Но об этом мы узнаем позже, когда Белстат опубликует официальную справку по этому сектору. Отметим только, что по официальным данным за 2014 год численность работников «малых и микроорганизаций» снизилась на 3% по сравнению с 2013 годом и составила 818,5 тыс. человек.

Арифметически можно определить занятость населения во всех организациях (больших и маленьких) — примерно 3,943 млн человек. В таком случае на «неорганизованную» (самостоятельную занятость) приходится 521 тыс. человек. Прежде всего это касается индивидуальных предпринимателей, которые работают в зарегистрированном порядке, оставаясь физическими лицами. Согласно Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на настоящий момент численность ИП достигла почти 960 тысяч человек. Получается, что на 4 человека занятых в экономике приходится 1 индивидуальный предприниматель, если считать и самих предпринимателей. На самом же деле экономическую деятельность осуществляет около четверти зарегистрированных предпринимателей. Например, в 2014 году получали доходы и платили налоги менее 250 тыс. предпринимателей.

Остальные впали в анабиоз, ожидая восстановления жизнедеятельности с наступлением лучших времен. Неизвестно, когда они наступят, но с численностью зарегистрированных предпринимателей случился очевидный перебор. На самом деле (подтвержденная статистически) численность занятого населения составляет около 4,2 млн человек. Остается примерно 260 тыс. человек, о занятости которой образно высказался сам Лукашенко: раз они едят, то и работают. И добавил: раз работают, то должны платить налоги.

Введение сбора на «социальное иждивенчество», должно, по идее, определить их количество. Но «иждивенцы», на тесное сотрудничество с государством пока не идут. За все время действия декрета № 3 официально подтвердили свой статус менее 1 тыс. человек. По данным МВД в 2015 году за границей работали более 6 тыс. белорусов. Остается примерно 250 тыс. человек, которые предположительно занимаются только теми видами деятельности, которые не требуют их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Это в широком смысле слова, свободное «выживание», осуществляемое самостоятельно или несколькими деловыми партнерами с целью получения дохода без найма работников на постоянной основе.

Законодатель составил подробный перечень видов деятельности, разрешенных гражданину без регистрации индивидуального предпринимательства. Можно выращивать сельскохозяйственную продукцию, можно заниматься дроблением зерна, выпасом скота, выгулом домашних животных и уходом за ними, реализацией котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки).

Сурово! Получается, что цыплят продавать нельзя — раз курица приносит яйца, то видимо, является «фермерской». Но и молоко, выходит, нельзя продавать от собственной коровы. Перечень включает и иные виды деятельности по оказанию услуг одними гражданами другим гражданам на возмездной основе без формальной ее регистрации. Как сговорились, так и работают. Убирают жилье, ухаживают за детьми и престарелыми, репетиторствуют, обеспечивают музыкой и конферансом свадьбы, фотографируют, присылают Деда Мороза и Снегурочку, представляют услуги, «оказываемые при помощи автоматов для измерения веса, роста».

Обычная повседневная жизнь, которую власть пробует регламентировать. Это ее неизбывное стремление, хотя жизнь во все времена целиком никогда не вписывалась в рамки бюрократических предписаний. Власти установили понятие «социального иждивенчества», но население не может себе этого позволить, поскольку не отказывается от желания жить. С желанием платить налоги — сложнее.