Белорусские чиновники приложили немало усилий в последнее время для того, чтобы внедрить в белорусскую практику институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Долгое время отечественный бизнес жаловался, что власти ничего не делают для запуска этого инструмента в стране. Хотя сам по себе он весьма хорош и для бизнеса, и для государства, и успешно работает во всем мире.

ГЧП — это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет государству реализовать важные социальные проекты без серьезной нагрузки на госбюджет — с помощью финансовых ресурсов частного бизнеса. По сути, контракт ГЧП означает, что частный партнер строит и в течение оговоренного контрактом срока (обычно это 10-20 лет) обслуживает инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. А как только срока контракта закончится, этот объект становится собственностью государства.

Белорусскому ГЧП помогли ПРООН И Еврокомиссия

В конце концов лед тронулся: не дожидаясь принятия соответствующего закона, белорусские чиновники с энтузиазмом взялись за создание правовой среды для развития институциональной среды ГЧП. Уже в мае 2014 года был создан Центр государственно­-частного партнерства Беларуси. Его роль — выполнять функции посредника между государством и частным бизнесом в процессе реализации проектов ГЧП. Сейчас этот Центр подчиняется Минэкономики. Однако, как отмечают эксперты, учитывая особенности развития аналогичных структур в мире, нынешний статус центра стоило бы рассматривать как промежуточный — в перспективе он должен быть самостоятельной структурой.

Также в мае 2014 года для развития ГЧП в Беларуси был также создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет (МИКС). Это коллегиальный орган, в состав совета вошли представители ключевых министерств, комитетов, финансовых институтов, исполкомов, общественных организаций и бизнес­-структур. Задача МИКС- сформировать Национальный инфраструктурный план исходя из инфраструктурного планирования в долгосрочной перспективе (10-15 лет) и отобрать пилотные проекты для реализации в рамках ГЧП.

В конце прошлого года институт ГЧП в Беларуси обрел правовую основу. 30 декабря 2015 года А. Лукашенко подписал закон № 345-З «О государственно-частном партнерстве», который определяет правовые условия государственно-частного партнерства в Беларуси (вступит в силу летом 2016 года).

Белорусские чиновники гордятся тем, что закон разработан с учетом лучших мировых практик государственно-частного партнерства в сотрудничестве с ведущими международными экспертами в данной области — ЕЭК ООН, IFC, ЕБРР. Следует отметить, что Программа развития ООН в течение последних 3 лет оказывала поддержку правительству Беларуси в создании основ ГЧП в рамках совместного проекта. Европейская комиссия на финансирование этого проекта выделила 1 млн USD. Определенный вклад в реализацию проекта внесла также и ПРООН.

Интенсивное планирование

Также в 2015 году на заседании МИКС был утвержден Национальный инфраструктурный план на 2016–2030 годы. Этот план представляет собой комплексную оценку инфраструктурных потребностей Беларуси на ближайшие 15 лет, а также финансовые возможности госбюджета для их обеспечения (чиновники предупреждают, что каждый год этот план будет актуализироваться). Согласно плану, чтобы реализовать намеченные проекты потребуется 62,3 млрд USD. Однако возможности госбюджета весьма ограниченны. По крайней мере, при сохранении нынешних трендов финансирования в строительство и реконструкцию инфраструктуры, госбюджет может вложить не более половины этой суммы — порядка 30 млрд USD. Так что надежды — на ГЧП.

Не дожидаясь принятия закона, Межведомственный инфраструктурный координационный совет еще в прошлом году уже отобрал 7 пилотных проектов ГЧП. Это:

На чем может споткнуться ГЧП

«Мы уже в конце 2015 года приняли закон о государственно-частном партнерстве. Этот закон не рейтинговый, его приняли не потому, что в мире сейчас делается много в части ГЧП. Это действительно законодательно закрепленное участие частника в сфере материального производства. Надо на уровне законодательства, и мы этим занимаемся, принимать такие правовые акты, которые гарантируют, что все формы собственности имеют равные права и могут работать во всех отраслях экономики», — заявил недавно председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович.

Однако наличие закона о ГЧП в Беларуси и созданные в развитие этой инициативы структуры — еще не гарантия того, что этот институт в Беларуси в скором времени заработает. Сегодня очевидно, что правовые основы ГЧП противоречат Бюджетному, Инвестиционному и Налоговому кодексами, входят в конфликт с земельным законодательством. Так что пока воспользоваться новым для Беларуси институтом без системных изменений законодательства практически невозможно.

Известно, что в развитие Закона «О государственно-частном партнерстве» в Беларуси необходимо принять около 10 подзаконных актов. На эту работу отведен шестимесячный срок. Идейным вдохновителем этого законодательного процесса является Министерство экономики. Чиновники министерства заявляют, что намерены создать для ГЧП такой режим законодательного регулирования, который обеспечил бы соблюдение интересов всех сторон, не вызывая «печальных ощущений у частных партнеров». С этой целью в структуре Минэкономики планируют создать отдельный сектор или отдел государственно-частного партнерства, который будет координировать и аккумулировать работу по подготовке нормативно-правовых актов и также помогать в реализации проектов. Минэкономики также обратилось в Банк развития с предложением создать там аналогичную структуру.

Энтузиазм, с которым чиновников Минэкономики взялись за внедрение института ГЧП в Беларуси, похвален. Однако очевидно, что на этом пути потенциальных участников проектов ГЧП ждет немало проблем и испытаний. Это уже сейчас проявляется на уровне обсуждения некоторых деталей. В частности, пока неясно, каков будет порядок ведения государственного реестра соглашений о ГЧП. Эксперты говорят, что, учитывая опыт формирования реестра инвестдоговоров, уже сейчас важно определить степень публичности информации о зарегистрированных соглашениях о ГЧП. Однако пока этот вопрос не отрегулирован. Участники рынка также считают, что при реализации проектов ГЧП госпартнер не должен вмешиваться в текущую деятельность частного партнера, если тот не нарушает принятых обязательств, однако далеко не все чиновники с этим согласны.

Тем не менее, правительство возлагает на ГЧП особые надежды. Проектом Программы деятельности правительства на 2016–2020 годы продекларировано, что в текущей пятилетке в Беларуси «предполагается начать формирование новой структуры экономики, обеспечивающей экономическую независимость страны». При этом, как сказано, параллельно с государственной должна развиваться частная инициатива, возрасти роль частного сектора.

Можно догадаться, что именно подталкивает белорусские власти поскорее включить в работу институт ГЧП: вероятно, банальная нехватка денег. Тем более, что ГЧП — достаточно комфортный инструмент, который не посягает на святая святых — белорусскую госсобственность. По своей сути он позволяет прилечь инвестиции в развитие инфраструктуры путем передачи бизнесу того или иного гособъекта лишь во временное владение с сохранением статуса госсобственности.

Правда, для эффективного развития ГЧП бизнес и государство должны быть равноправными партнерами. В Беларуси как известно, государство — партнер доминирующий. И согласится ли оно на другой статус — вопрос на засыпку.

Для справки

Законодательно определено, что ГЧП в Беларуси может осуществляться в разных сферах: дорожной и транспортной деятельности; коммунального хозяйства и коммунальных услуг; здравоохранения; социального обслуживания; образования, культуры; обороны, правоохранительной деятельности; физической культуры, спорта, туризма; электросвязи; энергетики; переработки, транспортировки, хранения, поставки нефти; транспортировки, хранения, поставки газа, снабжения газом; агропромышленного производства; научной, научно-технической и в иных сферах.