21 декабря в Москве прошел саммит ОДКБ. Основным ньюс-мейкером стал председательствовавший на мероприятии Президент Армении Серж Саргсян. Содержание его итогового выступления перед СМИ было истолковано российской стороной в следующем ключе: «Всеобщую поддержку на саммите получила позиция Москвы по инциденту с бомбардировщиком Су-24» (источник). Вот только в Москве очередной раз выдали желаемое за действительное.

Что сказал Саргсян на самом деле

В варианте правительственной «Российской газеты» армянский лидер заявил следующее: «Данный шаг Турции никак не способствует консолидации международных усилий, направленных на противодействие терроризму, урегулированию ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе».

Версия армянской стороны выглядит иначе: «Считаю (т.е. я, Саргсян, считаю, а не мы, лидеры стран ОДКБ, считаем), что данный шаг Турции никак не способствует консолидации международных усилий, направленных на противодействие терроризму, урегулирование ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе. Мы как союзники России выражаем солидарность и поддержку позиции Москвы по этому инциденту» (источник). К сожалению, армянский лидер не уточнил, кто эти «мы, как союзники России». Весьма похоже, что только армяне.

Почувствуйте разницу

Из Ак-Орды сообщили, что среди прочих вопросов обсуждался и «инцидент со сбитым российским военным самолетом Су-24, участвовавшим в антитеррористической операции в Сирии» (источник).

Из Минска уведомили, что «на саммите были рассмотрены актуальные проблемы международной безопасности» (источник).

Кыргызы оказались по-белорусски лаконичными: «В ходе заседания состоялся обмен мнениями о текущей ситуации в мире» (источник).

А в Душанбе вообще вспоминают только о своем наболевшем — о ситуации на границе с Афганистаном (источник).

Как видим, ни слова осуждения Анкары и поддержки Москвы.

А была ли поддержка?

По итогам саммита ОДКБ было принято совместное заявление о противодействии международному терроризму. Документ весьма пространен, по существу малосодержателен и откровенно формален. Но даже в этом формально-ритуальном заявлении места для сбитого российского самолета не нашлось (источник).

Особо стоит отметить, что в Кремле предпочли не акцентировать внимания на факте обсуждения ситуации вокруг уничтожения турецкими ВВС российского бомбардировщика (источник). Безусловно, если бы однозначная поддержка России хотя бы в устной форме на заседании была озвучена, её бы транслировали «граду и миру» из каждого утюга. Но, увы — нечего транслировать, ибо нет поддержки.

Что реально важно

О по-настоящему важных вещах в ходе саммита говорил все тот же С. Саргсян. Только за информационным шумом сути не разглядеть. Позволю себе цитату армянского лидера, которую стоит читать предельно внимательно: «В развитии ситуации со сбитым российским самолетом мы все стали свидетелями того, как происходит становление и укрепление действенных военнополитических блоков. Безоговорочная поддержка Турции странами НАТО, включая, например, Грецию, наглядно продемонстрировала, что принцип „один за всех и все за одного“ является обязательным условием эффективности подобных структур. Даже в том случае, когда действия Турции пошли вразрез со всеми нормами и принципами добрососедства, даже при том, что она сбила самолет, выполняющий важнейшее для всего мирового сообщества боевое задание по борьбе с терроризмом, а это означает, что враждебное действие совершено не только в отношении России, никто из стран НАТО не поставил под сомнение действия турецкой стороны. Нам надо этому учиться.

Конечно, у каждой страны свои интересы, свои приоритеты, но это не должно противопоставляться нашим общим интересам и взаимным обязательствам. Каждый раз, когда Вооруженные силы Азербайджана применяют… оружие… против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость.

Политика Азербайджана нацелена на эскалацию конфликта…

Учитывая складывающуюся в последнее время напряжённую атмосферу в регионе, не следует исключать вероятность того, что на этот шаг Азербайджан пошёл с подсказки и при поддержке извне» (источник).

Говоря проще, Саргсян:

— поставил под сомнение (абсолютно объективно) дееспособность ОДКБ в кризисной ситуации, которая по сути военно-политическим союзом не стала;

— констатировал отсутствие союзнического духа между странами-участницами блока;

— выразил опасения перед возможной атакой со стороны Азербайджана армянских позиций.

Очевидно, что в этой ситуации единственной гарантией устойчивости Армении перед внешней угрозой выступает только Россия без всяких ОДКБ. И заявление армянского руководителя, растиражированное российскими СМИ, имело целью продемонстрировать верность Еревана армяно-российскому союзничеству как способ заручиться поддержкой Москвы в кризисной ситуации.

Стоит напомнить, что саммиту ОДКБ предшествовало заседание Военного комитета ОДКБ, состоявшееся 09 декабря под руководством Председателя Военного комитета, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Армения генерал-полковника Юрия Хачатурова. И закончившееся скандалом. В комментарии для СМИ армянский военачальник заявил, что «участники заседания… единогласно поддержали действия РФ в Сирии, осудив действия Турции, ВВС которой сбили российский Су-24 над сирийской территорией» (источник). И далее «подлая агрессия со стороны Турецкой Республики», «удар в спину». Апофеоз: «Мы поддержали РФ во всех её решениях. Мы вместе с Россией по всем вопросам. ОДКБ как никогда един и сплочен. Мы будем укрепляться». После чего со стороны военных ведомств Кыргызстана, Казахстана и Беларуси последовали заявления о том, что Хачатурова никто не уполномочивал говорить от имени других стран ОДКБ (источник).

Ну, а саммит ОДКБ продолжил старые тенденции «единства» и «сплочения». По существу, в настоящее время ОДКБ представляет собой традиционное для постсоветского пространства объединение, в котором слова никак не совпадут с делами и каждый блюдет лишь собственный интерес. А собрала вместе эти страны надежда что-то получить от России в обмен на обещания, которые никто исполнять не собирается.