Продолжающимся последнее время дискуссиям о необходимости структурных реформ в Беларуси, в которых едва ли не самым активным госспикером был помощник президента Кирилл Рудый (он, кстати, заявил о том, что реформ в ближайшее время в Беларуси не будет — в т. ч. из-за разбалансировки интересов разных групп вертикали власти), недавно новый оттенок придал директор Бизнес-школы Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Павел Данейко.16 ноября на V Международном форуме предпринимателей в Минске он заявил,государство в принципе не против проведения реформ, но в стране нет субъектов — сильных бизнес-ассоциаций, которые могли бы стать заказчиками таких реформ.

По его словам, бизнес требует от государства проведения реформ, но сфокусированная позиция бизнес-ассоциаций по этому вопросу отсутствует. Если же сообщество не может сформировать субъектов предпринимательства, вряд ли стоит ожидать успешного диалога бизнеса с государством по этому вопросу, сказал П. Данейко.

Бизнес без ассоциаций

Действительно, корпоративные союзы во всем мире являются одной из наиболее эффективных форм влияния на экономическую политику государства со стороны предпринимателей, ибо они больше других заинтересованы в том, чтобы бизнес-среда в стране была максимально благоприятной. К примеру, в Германии насчитывается более 1 тысячи предпринимательских объединений. И только один из союзов объединений работодателей этой страны состоит из 47 отраслевых федераций, более 460 региональных и подотраслевых объединений.

В то же время белорусский частный бизнес за 20 лет так и не сформировал сильных институтов для продвижения своих интересов. Сегодня, как и на этапе своего зарождения, его по-прежнему отличает крайне низкая степень самоорганизации. Если даже не в большей степени, чем прежде.

Почетный председатель Бизнес-союза нанимателей и предпринимателей им. Кунявского Гергий Бадей отмечает, что на этапе создания союз был очень влиятельным. При БСПН был создан Республиканский клуб директоров, в работе которого принимали участие прежние премьер-министры М. Чигирь, Ф. Кебич, С. Линг, да и А. Лукашенко в 1995 году участвовал в работе 5-го съезда БСПН.

В первые годы независимости страны, продолжает Г. Бадей, правительство исходило из того, что без экономических преобразований и развития частного бизнеса невозможно создать эффективную экономику. Поэтому оно было заинтересовано работать с союзом, с директорским корпусом, оно хотело слышать его предложения и конструктивную критику. Тем более что в союз стремились предприятия, поменявшие свой статус в процессе реформирования госсобственности.

Сегодня бизнес-ассоциации в Беларуси объединяют, по разным оценкам, 3-5% предпринимателей. В сравнении со странами Евросоюза (в частности, Германией) и США, где этот показатель достигает 70-процентной отметки, в Беларуси он, конечно же, крайне низкий. Правда, и удельный вес малых и средних предприятий в объеме ВВП в этих странах превышает 50-60%, в то время как Беларуси сейчас, по оценочным данным, частный бизнес формирует около 25% ВВП.

Очевидно, что белорусскому бизнесу следует развиваться в направлении более высоких форм организации. Впрочем, как утверждают белорусские чиновники, никто не мешает ему объединяться в ассоциации для эффективного лоббирования своих интересов. Тем более, что и правительство в этом заинтересовано, так как малый бизнес способен абсорбировать избыточную рабочую силу, которая может оказаться на рынке труда.

«Минэкономики готова содействовать процессам самоорганизации бизнеса. Однако административным путем ускорить эту трансформацию невозможно — процесс должен проходить эволюционно», — подчеркнул заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Петр Арушаньянц 16 ноября на V Международном форуме предпринимателей в Минске.

Бизнес-ассоциации: до сих пор без закона

Почему же белорусские предприниматели не стремятся вступать в бизнес-союзы, предпочитая действовать в одиночку? Причин много. В Беларуси есть немало предпринимателей, которые полагают, что само обращение за помощью в предпринимательский союз сделает их в глазах власти неблагонадежными. Есть также и те, кого не устраивает низкая эффективность работы бизнес-союзов. Поскольку многие предложения бизнес-ассоциаций по улучшению бизнес-климата государственные органы зачастую принимают со значительными поправками либо вовсе игнорируют.

Многих также не устраивает эффективность работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам в рамках трехстороннего диалога между правительством, профсоюзами и нанимателями, так как государство зачастую просто игнорирует мнение предпринимателей.

Фактически в Беларуси действуют две крупные республиканские бизнес-ассоциации, объединяющие юридических лиц. Это Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского и Белорусский союз нанимателей. Остальные объединяют преимущественно физических лиц и зарегистрированы в виде общественных организаций. При этом объединиться между собой союзы с разным статусом не могут.

Чтобы создать условия для самоорганизации бизнеса и таким образом стимулировать создание бизнес-ассоциаций, предприниматели предлагали разрешить предприятиям относить на себестоимость вступительные и членские взносы. Для многих коммерческих организаций этот является вопрос принципиальным, поскольку не все могут платить взносы из прибыли. Однако правительство позицию бизнеса по этому вопросу не поддержало — из-за опасения, что такой подход приведет к удорожанию продукции.

Несколько лет назад представители бизнеса предлагали госорганам и местным властям предоставить право передавать бизнес-ассоциациям некоторые вопросы их компетенции, что помогло бы сэкономить госсредства и разгрузить от лишней работы чиновников. Опыт разделения полномочий между государством и бизнес-объединениями не нов. Он заимствован у западных стран, где организации предпринимателей принимают активное участие в разработке и реализации экономических программ правительства.

Все соответствующие новации содержались в проекте закона «Об объединениях нанимателей». Предприниматели настаивали на том, что профильный закон им нужен, ибо правовой статус бизнес-ассоциаций не определен: в Беларуси принят закон о профсоюзах, определены положения относительно бизнес-инкубаторов, однако статуса самих ассоциаций, которые объединяют бизнес и участвуют в диалоге с властями, до сих пор, по сути, нет.

Стоит отметить, что разработанный по инициативе белорусского бизнеса законопроект «Об объединениях нанимателей» имеет давнюю и весьма показательную историю.

После длительного этапа подготовки законопроект «Об объединениях нанимателей» в 2005 году, наконец, прошел все стадии законотворческого процесса и даже был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. Но вслед за этим Александр Лукашенко возвратил его депутатам для повторного голосования.

Он посчитал принятие данного закона нецелесообразным, так как деятельность объединений нанимателей в качестве равноправного субъекта социального партнерства уже закреплена в ст. 14 Конституции Беларуси. Президент также указал, что существенные вопросы деятельности объединений нанимателей в качестве субъектов социального партнерства урегулированы Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 352-355) и отдельными указами президента.

Что касается иных вопросов деятельности объединений нанимателей, то, как было отмечено, регламентируются в соответствии с гражданским и иным законодательством. Как и ожидалось, депутаты согласились с возражениями, и документ отклонили.