Отношения с Украиной для белорусского руководства далеко не безразличны прежде всего по прагматическим соображениям: Украина, несмотря на существующие сегодня в этой стране проблемы, остается одним из ведущих торговых партнеров Беларуси. Рекордного уровня в USD 8 млрд товарооборот между Беларусью и Украиной достиг в 2014 году, после чего обозначился тренд на снижение. В 2013 году товарооборот снизился до USD 6,25 млрд, в 2014 году упал до USD 5,778 млрд. Тем не менее, по объему товарооборота Украина в прошлом году оставалась вторым торговым партнером после России (в списке почти из 180 стран, с которыми вела торговлю).

2015 год стал рекордным по уровню падения взаимной торговли между Беларусью и Украиной. В первом полугодии поставки белорусской продукции на украинский рынок снизились на 40%, а взаимный товарооборот упал на 47%. По данным Белстата, товарооборот Беларуси с Украиной в январе–мае 2015 года составил USD 1,238 млрд — минус 47,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Белорусская сторона считает, что во многом падение товарооборота обусловлено искусственными барьерами.

Мешают импортные пошлины

Дело в том, что Верховная рада Украины в конце 2014 года в пакете бюджетных реформ приняла закон, предполагающий введение импортной пошлины (предположительно на год, для стабилизации платежного баланса и увеличения бюджетных доходов): на товары продовольственной группы — 10%, на промышленные товары — 5%. Сбор был введен с 25 февраля 2015 года после консультаций Украины с международными финансовыми организациями.

Белорусская сторона настойчиво пытается ели не устранить этот барьер, то хотя бы снизить его негативное влияние для белорусского экспорта, который в последнее время столкнулся с большими проблемами на основном, российском, рынке. С этой целью Беларусь и Украина создали совместную рабочую группу, которая должна до 15 сентября 2015 года проанализировать товарную номенклатуру, попавшую под украинские пошлины, и хотя бы временно, до 31 декабря, установить для некоторых товаров нулевую ставку.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 12 августа на совместном брифинге с главой МИД Украины Павлом Климкиным сообщил, что сейчас ведутся межведомственные контакты для налаживания товарооборота. В частности, стороны договорились о разработке ряда дорожных карт, нацеленных на реализацию проектов производственной кооперации в различных сферах и областях, которые представляют взаимный интерес и для Украины, и для Беларуси (промышленность, энергетика и т. д.). Также Макей заявил, что Украина и Беларусь должны найти взаимоприемлемые варианты торгово-экономического сотрудничества, несмотря на создание зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом.

Экспорт нефтепродуктов «подвел»

Основную лепту в объем товарооборота между Беларусью и Украиной вносит экспорт белорусских нефтепродуктов. Пока нефтяные цены были высокими, украинский рынок был самым привлекательным с точки зрения логистики поставок и самым высокомаржинальным с точки зрения доходности продаж.

В 2014 году Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов в Украину на 15,6% по сравнению с 2013 годом — до 3,444 млн тонн. При этом средняя экспортная цена поставок снизилась до USD 924,3 за тонну против USD 956,58 за тонну в 2013 г. Тем не менее, валютная выручка от экспорта нефтепродуктов на украинский рынок в 2014 г. выросла на 11,7% по сравнению с 2013 г. — до USD 3,183 млрд. Отметим, что весь белорусский экспорт в Украину в 2014 году составил USD 4,089 млрд.

А вот нынешний год для экспорта основной белорусской продукции в Украину можно считать можно считать практически провальным. В первом полугодии 2015 года физический объем экспорта белорусских нефтепродуктов снизился на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 1,378 млн тонн, а валютная выручка за это время упала на 51% — с USD 1,378 млрд до 797,7 млн.

Отметим, что поставки нефтепродуктов в Украину осуществляет не только дочернее предприятие спецэкспортера нефтепродуктов белорусских предприятий — ООО «БНК-Украина», но также и российские компании, работающие в Беларуси на давальческих условиях. Однако из-за осложнения российско-украинских отношений и негативного отношения украинцев к российским товарам, в том числе и к автомобильному топливу, российские компании-давальцы в последнее время снизили поставки нефтепродуктов на украинский рынок. В немалой степени благодаря этому обстоятельству «БНК-Украина» по итогам первого полугодия текущего года вошла в тройку основных продавцов топлива на украинском рынке.

По данным украинского специализированного ресурса OilNews, по итогам первого полугодия «БНК-Украина» заняла третье место в рейтинге импортеров бензина и дизтоплива в Украину с объемом 205,5 тыс. тонн. При этом, как отмечают исследователи, этот результат может быть неполным, поскольку «БНК-Украина» является поставщиком для некоторых других операторов. Например, для компании «Укрпалетсистем», которая является стратегическим партнером белорусов в развитии сети АЗС.

По сравнению с началом года «БНК-Украина» вытеснила из первой тройки группу «Приват» (165,8 тыс. тонн), являющуюся бизнесом экс-главы Днепропетровской области Игоря Коломойского. Лидерами остаются две крупнейшие розничные нефтеторговые компании WOG (559,8 тыс. тонн) и OKKO (417,9 тыс. тонн). К первой тройке приблизилась «Роснефть» с объемом поставок в первом полугодии 203,8 тыс. тонн.

Несмотря на падение прибыльности продаж в Украине в этом году, БНК-Украина не намерена снижать свою активность на этом рынке. В этом году компания ввела в эксплуатацию в Украине вторую АЗС под своим брендом (первая фирменная АЗС компании «БНК-Украина» была открыта в январе 2015 г.) и планирует в текущем году открыть еще 5-6 АЗС. В Украине БНК не покупает АЗС в собственность, а реализует эти проекты на условиях сотрудничества с местными компаниями. Такова политика компании: сначала вхождение в АЗС на условиях сотрудничества, а затем, возможно, покупка собственности.

Калий: поставки продолжаются, хотя объем снизился

ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК) продолжает поставки в Украину, хотя в связи с обострившейся политической и экономической ситуацией поставки снизились. «Но мы работаем с украинскими партнерами по обеспечению их калием. У них нет своего производителя, а нужно все-таки сеять. Украина — сельскохозяйственная страна», — отметила недавно генеральный директор БКК Елена Кудрявец в интервью РИА Новости.

По ее словам, в Украине «стоит вопрос и курсообразования, и вопрос оплаты за товар — там есть ограничения, много вопросов по регулированию». «Мы очень рассчитываем на то, что ситуация в Украине стабилизируется. Чем быстрее это произойдет, тем будет лучше для всех. И тогда мы восстановим свои объемы поставок в эту страну», — сказала Е. Кудрявец.

Тем не менее, в первом квартале текущего года БКК увеличила выручку от экспорта калийных удобрений в Украину на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до USD 1,6 млн. Увеличение валютной выручки произошло за счет роста физических объемов продаж, а также улучшения ценовой конъюнктуры на калийном рынке в целом. Так, в физическом выражении БКК увеличила экспорт калийных удобрений (в пересчете на 100-процентное содержание хлоркалия) на украинский рынок в первом квартале 2015 г. на 47,9% — до 3,462 тыс. тонн.

При этом в 2014 г. БКК снизила выручку от экспорта калийных удобрений в Украину в 1,58 раза по сравнению с 2013 годом — до USD 28,35 млн. В физическом выражении экспорт калийных удобрений (в пересчете на 100-процентное содержание хлоркалия) в прошлом году снизился в 1,5 раза до 53,582 тысячи тонн. При этом средняя цена поставок в 2014 году снизилась до USD 529 за тонну против USD 630 за тонну в 2013 году.