По состоянию на 1 марта 2015 года в производстве экономических судов Республики Беларусь имелось 45 дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны. В 2014 году было открыто 19 дел о банкротстве таких предприятий, более половины пришлось на Витебскую и Могилевскую области.

С начала года количество дел увеличилось на пять. Крупнейшей организацией из числа подавших заявление на банкротство стало ОАО «КИМ», численность работающих на котором превышало 900 человек. В марте 2015 года ожидается подача заявление на банкротство ОАО «Забудова», численность работающих на котором превышает 1300 человек.

В предыдущие годы государство старалось избегать использования данной процедуры в отношении государственных предприятий, прежде всего по социальным причинам. Убыточные предприятия включались в состав холдингов; сельскохозяйственные предприятия присоединяли как к частным, так и к государственным структурам. Например, за Нацбанком Беларуси было закреплено 9 колхозов. Долги убыточных предприятий погашались, предприятиям предоставлялись значительные рассрочки по платежам в бюджет, выдавались кредиты на выплату заработной платы работникам.

Изменение подходов продиктовано рядом причин. Основная — состояние дел в экономике страны. У государства отсутствуют финансовые ресурсы для поддержки всех предприятий. Определен перечень из 106 наиболее значимых предприятий, чья финансовая деятельность регулируется практически в ручном режиме. Для их поддержания будут изыскиваться необходимые финансовые ресурсы. Предприятиям, не попавшим в данные списки, придется рассчитывать на собственные силы.

Второе: имеющихся трудовых ресурсов достаточно для обеспечения кадрами действующих предприятий. Происходит сокращение штатов на крупных предприятиях. Только в 2014 году количество уволенных из крупных организаций Беларуси на 56,6 тыс. человек превысило число принятых на работу.

Третье: нет угрозы оттока рабочей силы за пределы Беларуси (за исключение небольшого ряда специальностей). Основной рынок труда для белорусов — российский — существенно изменился в плане снижения привлекательности после того, как средняя заработная плата в России в долларовом эквиваленте снизилась до USD 500. С учетом дополнительных затрат на проезд, проживание и питание, работа в Беларуси сравнялась по уровню доходов с работой в России.

В этих условиях государство попытается балансировать между необходимостью дальнейших сокращений, что обусловлено, с одной стороны, продолжающимся спадом в промышленности, с другой — необходимостью сдерживания роста протестных настроений. Наиболее вероятным вариантом развития событий будет дальнейшее снижение финансовой нагрузки на предприятия и выделение их «социалки» в отдельные структуры; дальнейшее поэтапное сокращение численности работников на крупных предприятиях (небольшими количествами); закрытие самых убыточных средних предприятий.

Создание достаточного количества новых рабочих мест в условиях дальнейшего ухудшения инвестиционного климата в Беларуси и ослабления интереса к рынку стран ЕАЭС представляется маловероятным, наиболее перспективные сотрудники будут искать работу за пределами стран СНГ, что грозит попаданием для Беларуси в ситуацию «ловушки бедности».