Политические итоги 2014 года для страны связаны в первую очередь с вступлением в силу 1 января 2015 года договора о создании Евразийского экономического союза с участием России, Казахстана и Беларуси. Накануне этого знакового события 23 декабря в Кремле состоялась встреча глав государств данного интеграционного объединения, а перед ней встреча глав государств ОДКБ. Встрече президентов предшествовала настолько острая полемика между А. Лукашенко и В. Путиным; в итоге российский президент не захотел встречаться с белорусским президентом официально и уделил гостю лишь несколько минут разговора по всему комплексу отношений между странами в кулуарах встречи. Тем не менее, белорусский лидер не отказался от участия нашей страны в крайне невыгодном интеграционном проекте при доминирующей роли в нем Российской Федерации.

Существуют разные точки зрения на то, кто выиграл, а кто проиграл в острых дебатах о судьбе ЕАЭС. По мнению российского политолога Аркадия Дубнова, «в каком-то отношении он (Лукашенко — прим. автора), конечно, сумел Путина переиграть. Более того, он даже„подставил» Владимира Владимировича. Лукашенко за два дня до приезда в Москву назвал российскую торговую политику по отношению к Белоруссии„глупой и безмозглой» — с запретами на ввоз мясомолочной продукции в Россию. И задав такой высокий уровень претензий, он едет в Москву. В Москве Владимир Владимирович предварительно говорит своему помощнику: «Мне не о чем с ним говорить, ну, может быть, пересечемся в кулуарах». Он его вызывает куда-то к себе в кулуары, 10 минут их нет, они разговаривают вдвоем. Потом выходит Лукашенко и с покрасневшим лицом говорит, что, оказывается, вся эта история с закрытием ввоза продукции была проведена без разрешения Путина, даже без разрешения Евразийской экономической комиссии — то есть правительства, которое будет в союзе. А за два дня до этого Владимир Владимирович нам дважды на пресс-конференции сказал, что в такой президентской стране, как Россия, глава государства отвечает за все.

И что получается? Через три дня приходит Лукашенко и говорит, что, оказывается, Путина не спрашивают, а проводят акцию по подрыву российско-белорусского союзного государства, по подрыву будущего Евразийского союза. Получаются опять«сапоги всмятку». Верить ни одному слову наших лидеров невозможно, потому что они ведут какую-то шулерскую игру. И после того как Лукашенко объяснил, что Путин ничего в России не решает, что все решают какие-то странные чиновники (таков был подтекст), дальше он говорит о том, что достигнут некий компромисс в торговле с Москвой. Вот и вся политика.

И квинтэссенция: Лукашенко, что бы он ни говорил, от России деться некуда. И не только потому, что нефть, газ и все что угодно он получает из России, а в силу другой специфической проблемы. Знающие люди говорят, что в случае серьезного обострения ситуации в Беларуси и ее возможного, гипотетического крена в сторону Запада, люди в белорусских силовых структурах, верные российскому«триколору», повернут оружие против Лукашенко. И Александр Григорьевич не может этого не знать. Поэтому все разговоры о крене в сторону Запада недорогого стоят» [1].

Эта точка зрения явно недооценивает роль своего «тихого президента». Она достаточно популярна в кругах представителей российской интеллектуальной элиты. Хотелось высказать несколько критических замечаний в ее адрес.

Начнем с критики конспирологической части данного подхода. Являясь уже 20 лет авторитарным диктатором, Александр Григорьевич научился предотвращать перевороты, тем более бунты силовиков: их у нас регулярно меняют (сажают в тюрьму или отправляют за рубеж). Обычно подобные кадровые изменения проводятся за год до президентских выборов. Вот и 2014 год не стал исключением. Перед сменой премьер-министра и правительства 27 декабря, поменяли министра обороны. У наших российских коллег сложились неверное представление о якобы высокой популярности в Беларуси российского «триколора», георгиевских лент и прочей, навязываемой извне, новой имперской символики. Это вовсе не так. И благодарить за это нужно политический режим, поддерживаемый руководством России.

Теперь перейдем к «квинтэссенции» данной позиции, а именно к утверждению, что без России и ее энергоресурсов Беларусь обойтись не в состоянии. Грузия, Молдова, а теперь и Украину доказали ложность данного тезиса. Обойтись не только возможно, но и нужно, чтобы не сидеть на российской «энергетической игле», а развивать энергосберегающие технологии и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со странами ЕС. Другой вопрос: захочет ли А. Лукашенко пойти по пути своих южных соседей?

По моему мнению, в дискуссии 23 декабря явно победил российский президент, потому что именно ему было необходимо согласие белорусского лидера с основными условиями кабального для Беларуси договора о создании ЕАЭС, который вступит в силу 1 января. Он может считать себя победителем, потому что заставил Беларусь стать членом этого интеграционного объединения, несмотря на то, что резко изменились условия сделки. Это случилось после агрессии России против Украины, взаимных санкций ЕС и России друг против друга и падения цен на нефть как минимум на 30% к концу года. Это привело к тому, что экономическая ситуация в России — ключевом участнике ЕАЭС — резко ухудшилась, что тут же отразилось на состоянии экономик Казахстана и Беларуси. А. Лукашенко, если бы он был действительным национальным лидером, следовало бы не лететь в Москву, а оставаться дома, ставя перед В. Путиным самые жесткие условия, который тот просто вынужден был бы принять, чтобы сохранить последнего союзника РФ в Восточной Европе.

Вместо этого, В. Путин, без личного приказа которого ничего давно уже не происходит в России, распорядился надавить на А. Лукашенко. Вот как белорусский президентобрисовал проблемы на пресс-конференции в Москве 23 декабря:«Вы — журналисты — хорошо знаете, что происходило на границе России с Беларусью с августа этого года. Сами подробно информировали о предмете прошедших в ноябре–декабре в наших столицах многочисленных двусторонних консультаций на разных уровнях. Правда, информировали об одном и том же по-разному, — сказалглава белорусского государства… Вот и ответьте на вопрос: есть ли на сегодняшний день между нами реальная либерализация условий торговли?».

А. Лукашенко обратил внимание и на другую сторону медали в существующих разногласиях, которые, как надеется президент Беларуси, временны. «Россельхознадзор ввел ограничения на поставку продукции белорусских предприятий в Российскую Федерацию. Более того, вопреки всем международным нормам нам запретили транзит товаров с белорусской территории! Это все сделано в одностороннем порядке без каких-либо консультаций, минуя Евразийскую экономическую комиссию! — отметил глава белорусского государства.„Более того, как стало известно в результате сегодняшних переговоров с Владимиром Владимировичем, и без его согласия», — добавил белорусский лидер. А. Лукашенко констатировал, что отношения внутри Таможенного союза и ЕЭП проходят через серьезнейшие испытания» [2].

Весьма болезненным для экономики Беларуси стало недавнее падение российского рубля по отношению к доллару и евро, в два раза с начала 2014 года. «Поскольку большая часть расчетов России с Беларусью проводится в рублях, как отмечает американская The Wall Street Journal, А. Лукашенко и его режим могут пострадать в результате обвала российской экономики. Совсем недавно, президент, правда, приказал перейти к расчетам в долларах и евро в торговле с соседями, и тем самым унизил русских, как отмечает итальянская La Stampa[3].

Очень показательной стала реакция белорусских властей на валютную панику, вызванную невиданным с 1998 г. обвалом российского рубля. Вот что пишет в этой связи белорусский журналист Павел Шеремет: «Все понимают, что белорусская экономика тесно привязана к российской, и вслед за падением российского рубля неизбежно произойдет и обвал белорусской валюты. Вместо того чтобы принимать какие-то адекватные меры, Национальный банк Белоруссии вводит 30-процентный налог на продажу валюты, запрещает выдачу кредитов в белорусских рублях, вводит еще целый ряд жестких ограничений по депозитам граждан и так далее. Что, естественно, в разы увеличивает панику. И как всегда, Лукашенко действует в привычной парадигме: поскольку все беды белорусов, безусловно, происходят от независимой прессы, а не от глупостей властей, начинают блокировать независимые информационные ресурсы. Такова цена всем разговорам о том, что Лукашенко меняется, что он дрейфует в сторону демократизации и так далее. То есть это как был диктаторский режим, таковым он и остается. У него два ключевых вопроса — вопрос о власти и вопрос о деньгах. Эти вопросы очень сильно увязаны между собой» [4].

У меня имеет два встречных вопроса к Шеремету. Почему белорусская экономика так сильно привязана только к российской, а не польской, украинской, литовской, в конце концов, экономикам? И если мы знаем автора и вдохновителя такой «привязки», то не на него ли падает значительная доля ответственности за поведение и глупости белорусского политического режима, который не мог бы все эти действия совершать без 20-ти летней многомиллиардной финансовой подпитки со стороны России? Это вопрос риторический.

Кроме экономического шантажа Беларуси (а иначе подобную политику главного союзника А. Лукашенко назвать нельзя), применялись и другие методы воздействия, близкие к психологической войне, в которых поднаторел В. Путин, за долгие годы службы в органах КГБ и ФСБ.

Во-первых, в российских СМИ по указанию В. Путина прошла «совершенно оголтелая кампания, — как справедливо назвал ее бывший кандидат в президенты на выборах 2010 г., В. Некляев — когда люди кричат, что в Беларуси растет национализм, русофобия, что тут чуть ли не готовятся к войне с Россией. Ничего этого нет. Это опять только игра». П. Шеремет в интервью российской радиостанции Радио Свобода уточняет, что пропагандистская кампания началась с недавнего большого репортажа по РЕН ТВ. «Не знаю, инициатива ли это журналистов или это приказ из Кремля, но критический репортаж про Лукашенко уже показали» [5]. Известный белорусский политик и журналист считают, что кремль готов к повтору той же кампании дискредитации действующего белорусского лидера, которая проходила в 2010 г. и была связана с показом по НТВ сериала «Крёстный батька».Единственным отличием, на мой взгляд, будет то, что теперь покажут кино не о похищении известных белорусских политиков, а о том, как взрастила на свою голову Россия белорусского «националиста» и «предателя», союзника «украинских фашистов», окопавшихся в Киеве.

Я согласен в этом вопросе с В. Некляевым, который очень точно подметил, что «А. Лукашенко потряс поход Путина в Крым, как это все произошло… А когда началось все в Донбассе, Лукашенко увидел, кто этому противостоит, кто эту ситуацию смог переломить. Это была не армия, в которой в основном советские офицеры, и не спецслужбы украинские, в которых 75 процентов кадров учились в высших учебных заведениях ФСБ… Когда он увидел, что происходит, он понял, что-то, чего он все время боялся, даже проговаривать не смел, — национальная идея, национальная составляющая, — и есть сила, способная противостоять агрессии. Вот отсюда пошла боязливая национальная игра, которую российские СМИ пытаются превратить в какой-то бешеный белорусский национализм. И для страны это неплохо. Людям, особенно белорусам, надо воспринимать себя полноценными людьми. Никто не вправе отказывать нам в независимости, в самостоятельности, пусть в самой юной, но своей истории» [6].

Во-вторых, в некоторых российских СМИ, скорее всего, с подачи ФСБ приводятся «точные сведения» о том, что «на Донбассе военная техника белорусская, что машины, которые переводят военную технику, белорусские. Это означает, что он (А. Лукашенко) уже воюет против нас (сепаратистов из ДНР и ЛНР)! Формируется мнение о действующем президенте Беларуси, как о человеке, способном предать вековую русско-белорусскую дружбу, и так далее» [7]. В подобной утечке информации можно увидеть прямую материальную заинтересованность сепаратистов из Донбасса, которым теперь приходится конкурировать за деньги кремля, не только с Крымом, но и с Беларусью. Но факт остается фактом и образ врага из А. Лукашенко можно будет раздуть в случае, если он получит деньги на избирательную кампанию из Международного валютного фонда, переговоры с которым недавно начались.

В-третьих, «российский посол Александр Суриков выразил сомнение в том, что А. Лукашенко примет участие в президентских выборах 2015 г. На данный момент руководитель Беларуси не выразил желание баллотироваться. И я что-то сомневаюсь, что он пойдет. Но если пойдет, то я бы его лично как человек поддержу, — заявил дипломат на пресс-конференции в Минске 18 декабря» [8]. На мой взгляд, данное заявление должно рассматриваться как еще один фактор давления со стороны Кремля на белорусского руководителя. Если он не изменит свою позицию в выгодном для России направлении, то, может быть, впервые за 18 лет Москва остановит свой выбор на другой персоне, которую, правда, еще нужно найти в авторитарной Беларуси, где давно не проводятся выборы, а происходят самоназначения Лукашенко.

В чем же причина плохо скоординированных, но вполне очевидных, усилий Москвы, направленных на то, чтобы мертвой хваткой привязать Беларусь к Евразийскому экономическому союзу? На мой взгляд, они связаны, с ошибкой Путина, допущенной им в Украине, когда началась оккупация Крыма, а потом открытая поддержка сепаратистов из Донбасса со стороны России. Он не ожидал не только сильного сопротивления со стороны украинского народа, но и скоординированных действий Запада по оказанию помощи Украине. Наличие этих двух факторов изменило соотношение сил в восточно-европейской части постсоветского региона не в пользу России. После украинской революции открылись уникальные возможности для Беларуси развиваться как самостоятельное государство, уйти из-под многовекового российского доминирования в экономике, культуре и политике. Второй причиной является рейтинг российского президента. После украинского провала, у него остался, только ЕАЭС, который должен напоминать русскую по духу и идеологии конструкцию. Отказ даже всецело зависимого вассала — А. Лукашенко участвовать в строительстве данного сооружения — может уже в неотдаленном будущем стоить власти самому Владимиру Путину.


Примечания

[1] Лукашенко: между Западом и Кремлём // Радио Свобода.24.12.2014

Рабочий визит в Российскую Федерацию 23 декабря 2014 г.http://presidentby.gov

[2] Гл.: Заходнія СМІ пра Беларусь. Бацька пазьбягае ўсынаўлення Масквой // Радыё Свабода 24.12. 2014.

[3] Лукашенко: между Западом и Кремлём. 29 декабря, выступая по ОНТ, А. Лукашенко заявил, что приказал отменить 30-ти процентный налог с продажи валюты.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] См.: Выборы-2015: посол прислал Лукашенко «черную метку» или указал место 18.12.2014. http://zautra.by/art.php?sn_nid=17140