Страстей на белорусско-российском газовом фронте в ближайшее время ожидать не следует. После пакетного соглашения о продаже в собственность «Газпрома» белорусской ГТС Россия отцепила Беларусь от европейской формулы цены на газ и фактически привязала ее ко внутрироссийской цене. Это случилось в конце 2011 года, когда Беларусь подписала все соглашения по созданию ЕЭП, а «Газпром» консолидировал 100% акций «Белтрансгаза».В результате цена на газ для Беларуси в 2012 году была снижена до 165,6 USD/тыс. куб. м. — со среднегодовой 265 USD/тыс. куб. м. в 2011 году. В 2013 году цена составляла 163 USD/тыс. куб. м, в 2014 году — около 167-170 USD/тыс. куб. м.

В общем, Беларусь спокойно плывет в кильватере российской газовой политики уже три года, покупая газ в России по самым низким на постсоветском пространстве ценам. И, судя по всему, будет также плыть и дальше.

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в конце октября без особых эмоций рассказал журналистам, что резкого повышения цен на российский газ для Беларуси в обозримой перспективе не будет. В 2014 году заканчивается 3-летний контракт по поставкам российского газа в Беларусь. Контракт на следующие 3 года уже практически отработан. «Там каких-то революций не будет, — думаю, что резкого повышения цен на газ не будет. Мы прогнозируем, что они будут немного понижаться», — отметил В. Семашко.

Сага о равнодоходных ценах

В рамках соглашения, подписанного при создании ЕЭП, страны Таможенного союза обязались не позднее 1 января 2015 года должны перейти на равнодоходные цены на газ. «Равнодоходной» ценой на газ для России является экспортная цена за вычетом пошлины, расходов на транспортировку и всех затрат на хранение и реализацию газа на внешних рынках. Российские чиновники еще с начала 2000-х годов заявляли о необходимости сблизить внутренние и экспортные цены на газ, но так эту задача и не осилили.

Сначала планировалось, что на равнодоходные цены Россия перейдет уже к 2011 году, затем из-за неготовности экономики отложили срок перехода на 2014 год, а затем в связи с экономическим кризисом — на 1 января 2015 год. Эта дата была зафиксирована, в частности, в соглашениях по Единому экономическому пространству.

Правительственный куратор белорусской промышленности В. Семашко весной 2012 года пугал директоров неизбежным повышением цены на газ. И был убедителен в своих аргументах. России, как было сказано, потребуются огромные инвестиции в освоение газовых месторождений на Ямале и на шельфе Северного Ледовитого океана, поскольку месторождения там уже исчерпаны на 80-85%. Только на освоение Ямала России потребуется 150-180 млрд. USD в течение 5-6 лет, то есть — 25-30 млрд. USD в год, а «Газпром» может позволить себе инвестировать только 9-10 млрд. USD в год. Следовательно, у России не будет иного выхода, кроме как повышать внутренние цены на газ (2/3 добываемого в РФ газа продается на внутреннем рынке, и эти продажи как правило убыточны).

«Поэтому нет другого выхода — Россия будет двигаться к равнодоходным ценам на внутреннем рынке. Раз это так — значит, будут подниматься существенно цены и для Беларуси. Мы должны быть к этому готовы, мы должны эту газовую паузу использовать», — убеждал промышленников В. Семашко. Теперь получается, что пугал зря.

Притормаживать болезненный для национальной экономики процесс перехода на равнодоходные цены российские власти стали задолго до 2015 года. В Минэкономики и в ФСТ России еще три года назад заявляли, что переход на равнодоходные откладывается на 2015–2018 годы, а то и на период после 2020 года. И в самом деле — до реальных равнодоходоходных цен России еще далеко. Если средняя экспортная цена «Газпрома» в конце 2013 года составляла 380 USD/тыс. куб. м, то на внутреннем российском рынке она была почти в 3 раза ниже — 108 USD/тыс. куб. м. Равнодоходные цены означали бы повышение тарифов для российских производителей более чем в 2 раза (учитывая логистику и т. д.), и вряд ли они справились с этим шоком.

Поэтому, как и ожидалось, весной 2014 года правительство России приняло постановление о новых сроках перехода на равнодоходность поставок газа на внутренний и мировой рынки. Этим постановлением срок сдвинут на 2017 год. Но это — оптимистическая перспектива.

Замминистра энергетики РФ Алексей Текслер в начале 2014 года заявлял, что равнодоходность цен на газ при поставках на внутренний и мировой рынки может быть достигнута лишь к 2025–2027 годам. А российский премьер Дмитрий Медведев в середине 2013 года вообще заметил, что считает необязательной для России равнодоходность поставок энергоносителей. По его словам, «в какой-то момент лозунг о равнодоходности был абсолютно верным, потому что у нас были колоссальные расхождения между реальными ценами на газ на рынке и тем, по каким ценам поставлялся газ потребителям на внутреннем рынке». Но сейчас, нужно «остановиться и понять», является ли равнодоходность «оптимальным приемом» для России. Потому что, как было сказано, «должны быть все-таки какие-то конкурентные преимущества, именно потому, что мы — Россия, именно потому, что мы — крупнейший поставщик энергоресурсов».

Три года без сюрпризов

Коль Россия откладывает переход на новый принцип ценообразования как минимум на три года, то на этот период цена газа для Беларуси будет определяться на основе межправительственного соглашения о поставках газа в Беларусь в 2012–2014 годах (при условии, что цена по нему не выше, чем рассчитанная по соглашению в рамках ЕЭП).

В свою очередь, напомним, цена поставок газа в Беларусь в 2012–2014 годах определяется в соответствии с соглашением между правительствами Беларуси и России «О порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь» от 25 ноября 2011 года. В соответствии с данным соглашением в 2012 году цена за газ для Беларуси составляла 165,6 USD/тыс. куб. м. С 1 января 2013 года и до выхода стран ЕЭП на рыночные равнодоходные цены стоимость газа для Беларуси определяется исходя из его цены в Ямало-Ненецком автономном округе РФ плюс стоимость транспортировки до Беларуси.

В свою очередь «Газпром трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз») продает газ потребителям Беларуси с учетом наценки. В 2012 году размер наценки составлял 15,95 USD/ тыс. кубометров. Начиная с 2013 года наценка индексируется на уровень инфляции (такой порядок предусмотрен до 2031 года).

После 2031 года, говорится в соглашении, наценка будет регулироваться неким «уполномоченным органом» Беларуси в соответствии с белорусским законодательством. Однако она не может быть ниже 11,09 USD/тыс. кубометров «в любом случае» и должна обеспечивать «компенсацию затрат и инвестиций „Белтрансгаза“, включая экономически обоснованную норму прибыли».

Для справки

В 2014 году «Газпром» планирует поставить в Беларусь до 23 млрд. куб. м газа. Предельная сумма газовых поставок в Беларусь определена в размере 4,255 млрд. USD.

Минэкономразвития РФ прогнозирует снижение цен на газ в Европе по долгосрочным контрактам на 15,6% — с 349 USD в 2014 году до 302 USD за тыс. куб. м в 2017 году. Эти оценки приведены в уточненном прогнозе социально-экономического развития России на 2015–2017 годы. Доля России в мировом производстве газа сократится за эти годы с 19,2% до 19%.