Несмотря на все меры наших властей, в основном запретительные по отношению к импорту, конкурентоспособность наших товаров, причем и на нашем рынке, продолжает падать. Даже в выступлении на торжественном собрании, посвященном 70-й годовщине освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков и Дню независимости глава государства акцентировал внимание на этом вопросе: «Многие считают особым шиком ругать все свое, белорусское. Мол, все у нас плохо, товары хуже не бывает, ничего своего не хотим, давай все импортное… Но я поставлю вопрос по-другому: а кто производит белорусские товары? Немцы? Китайцы? Американцы? Может, россияне? Нет! Белорусские товары производим мы с вами, белорусы. И когда мы оцениваем белорусский товар, мы смотрим на себя в зеркало. Его сделали мы с вами. И если он чем-то плох, то, значит, это упрек только нам самим».

Вроде бы, все верно: наши товары, мы их производим, значит, сами и виноваты. С другой стороны, нельзя утверждать, что белорусы поголовно занимаются вредительством. Большинство работает честно, что глава государства приветствует в той же речи. «Работать на совесть — это тоже нравственная категория. Это и есть ежедневный патриотизм — внешне незаметный, но сегодня самый важный и самый необходимый стране». «От настоящего гражданина не требуется много: будь порядочным человеком, работай на совесть и честно плати налоги. Такое отношение мы должны воспитывать с самого детства: в школе, вузе, а дальше — трудовом коллективе. Именно в этом сегодня и состоит формула патриотизма», продолжает глава государства.

Большинство белорусов именно так себя и ведут: работают на совесть и исправно платят налоги. А вот белорусские товары по-прежнему остаются неконкурентоспособными. И кто в этом виноват, видимо, стоит разобраться подробнее, а не винить огулом всех белорусских тружеников, в большинстве своем честных и совестливых.

Кто, скажем, виноват в том, что белорусский цемент не пользуется спросом, в том, что модернизация цементных заводов по сути только ухудшила ситуацию? Работники цементных заводов или же те, кто кулуарно принимал решение провести модернизацию именно таким образом, с использованием именно таких технологий? Как мне кажется, виновны именно те, кто принимал решение, не персонал производств, хотя именно последние и выпускают плохо реализуемый цемент.

Кто виноват, что белорусские телевизоры не пользуются спросом даже в собственной стране? Тот, кто собирает их на конвейере или тот, кто принимал решение выпускать такие неконкурентоспособные модели? Кто виноват в том, что якобы белорусские легковые автомобили не являются примером конкурентоспособности? Тот, кто эти автомобили собирает или тот, кто отдал приказ их производить? Тот, кто отдал приказ.

Поэтому, в риторическом вопросе — почему вы не хотите потреблять то, что произвели? — присутствует изрядная доля лукавства. Да, произвели, но не по своей воле, а по приказу сверху. А вот потреблять строго по приказу мы не хотим, хотим потреблять то, что нам нравится и доступно по цене.

Конечно, тут имеется противоречие. В сере производства не только власти, но и все мы в большинстве своем, остались советскими людьми. Начальство слушаемся во всем — вот и производим исключительно то, что начальник прикажет. А вот в сфере потребления мы уже вполне себе европейцы и намерены потреблять то, что нам нравится и устраивает по цене. Потреблять исключительно то, что нам начальство прикажет, мы уже не хотим.

На первый взгляд, выход должен состоять в том, чтобы вернуться в «старые, добрые времена», создать тотальный дефицит, как это было в СССР и есть в Северной Корее. В последних случаях потребителю приходится «выбирать» то, что «выбросили» на прилавок, а не то, что ему нравится. Именно к этому варианту склоняется наша власть, «фонтанируя» все более новыми идеями по ограничению импорта. Но хорошо известно, что это тупиковый путь, и обеспечить устойчивый рост экономики таким образом невозможно. Давно назрела необходимость менять производство под потребителя, который и в Беларуси и у ее партнеров по таможенной «тройке» быстро европеизируется.

К примеру, почему наши программисты относительно успешны на мировых рынках? Потому что они ориентированы на потребителя, а не на чиновника. Организацию бизнеса надо начинать от потребителя, а не от наличного станочного парка и указаний «сверху», как у нас сегодня. Для этого необходимо досконально изучать рынки, а не собственные заводские корпуса. То есть сначала надо понять какой товар и по какой цене потребитель хотел бы получить, а уж потом выпускать. Там же, где товар выпускают исходя из нужд и возможностей завода, а не потребителя, в подавляющем большинстве случаев товар получается дороже и хуже, чем хотелось бы потребителю.

Нужен и новый работник, подневольный труженик может не вписаться в новое производство. Подневольный работник еще может собрать из китайских узлов SNAMI M340, который сам же потом и откажется покупать, но создать востребованный на рынке смартфон или планшет он не в состоянии. А у нас все работники подневольные, даже если формально их предприятия и не входят в зону «крепостного права». При этом потреблять все же хотят «айфон», а не, то что принудили собирать.

Таким образом, получается, надо освобождать предпринимательский дух, а не пытаться его окончательно задавить, как это у нас сегодня происходит. Тогда, может быть, белорусы будут выпускать то, что нравится им самим, а не (предположительно) чиновнику запенсионного возраста.