Несмотря на серьезные противоречия, сохраняющиеся в отношениях между Россией, Казахстаном и Беларусью, на саммите в Астане 29 мая 2014 г. В. Путин принудил Н. Назарбаева и А. Лукашенко поставить свои подписи под текстом Договора о создании Евразийского экономического союза, который вступит в силу через полгода. «Сейчас не самое подходящее время, чтобы Россия пошла на уступки партнерам по Таможенному союзу и тем самым увеличила расходы при сокращении доходной части бюджета, при стагнирующей экономике, — заявляла в апреле эксперт экономической экспертной группы, — но не удивлюсь, если уступки в угоду соседской дружбе все-таки будут. Таможенный союз — это во многом политический проект»[1].

Об экономических минусах для Беларуси этого интеграционного объединения замечательно говорил А. Лукашенко в интервью К. Собчак 20 мая. «Россия всегда говорила — вот прямо, открыто (о таможенном союзе — прим. авт.) без изъятий и ограничений. И все побаивались — гигантская эта Россия и без изъятий и ограничений, мы попадем в такой капкан, что не выпутаемся потом. А я на это пошел. Я Путину сказал: я — „за“, чтобы было без изъятий и ограничений, как единая страна, как единое целое». По словам Лукашенко, «в последний момент „Россия залебезила“ и начала говорить про изъятия по нефти, и так далее. „Я говорю: мужики, вы чего боитесь? Вы, гигантская Россия, Беларуси боитесь? Тем более что они с казахами договорились, у них же экономики одинаковые, на сырьевой основе. Мы несколько другие, поскольку у нас перерабатывающая мощная промышленность. Когда-то нас называли „сборочным цехом Союза“. Да, высококлассное производство, потому что финиш есть финиш, там надо результат показывать. Но оно очень подвержено колебаниям внешнего рынка, что сейчас и происходит. А сырье, оно надо будет всегда» [2].

Одним из основных пунктов, по которому Россия не хотела соглашаться, был вопрос о компенсациях: «Мы договорились о том, что половину снимается этих так называемых пошлин на нефтепродукты, которые мы вырабатываем и продаем. А потом постепенно будем идти к этому… Мы понимаем, что изменилась ситуация в России и она не простая, но не на столько, чтобы говорить о каких-то там пошлинах», — сказал президент. «Вы понимаете, что это абсурд! Мы купили у вас товар, мы переработали этот товар, получили новый продукт, мы модернизировали, допустим, если это по нефти идет вопрос, модернизировали свои предприятия, а они на порядок выше, чем российские даже, они конкурируют с зарубежными даже. Почему спрос на топливо белорусское везде? Украина вся на топливе сидит, Питер наш тоже на топливе сидит белорусском, Москва, потому что туда надо очень высокого качества топливо. Мы такое производим» [3].

Александр Лукашенко подчеркнул, что «в нефтеперерабатывающую область Беларуси вложены огромные деньги, и поэтому, на его взгляд, схема „купили у вас это сырье, переработали, продали“ логична. „А нам говорят: особый товар, надо делиться. А дележка вылилась в то, что нам добавляют вот эту пошлину, пересчитывая на нефтепродукты, и 3-4 миллиарда долларов вы перечисляете в российский бюджет… Мы теряем многое. Мы договаривались по алкоголю, по табаку… Уступали по всем позициям, очень чувствительным для нас товарам. Очень чувствительным!“ [4].

Экономические недостатки ЕАЭС для Беларуси не являются единственными и главными. Все же постоянная поддержка со стороны России позволяет не проводить необходимые рыночные реформы, поддерживать на плаву крайне неэффективную белорусскую экономическую модель, выгодную А. Лукашенко. Гораздо более важную роль играют геополитические минусы Евразийского экономического союза. Республику Беларусь, расположенная в географическом центре Европы, выталкивают в Азию. Страна не поддерживает на должном уровне взаимовыгодные отношения даже со своими соседями из Евросоюза — странами Балтии и Польшей, не говоря уже о Западной Европе и США. Путинское руководство РФ выступает за ограничение связей РБ также и с Украиной, где к власти 25 мая пришел демократически избранный президент — Петр Порошенко.

Отношения с новыми властями Украины играют решающую роль для судеб независимого белорусского государства. На наш взгляд, власти в Минске еще не предприняли всех необходимых шагов в направлении выстраивания взаимовыгодных отношений с нашим южным соседом. С одной стороны, по инициативе белорусской стороны состоялись переговоры в Гомеле между Лукашенко и исполняющим обязанности президента Украины Турчиновым. Беларусь отказалась от участия в пропагандистской кампании российских СМИ по дискредитации новых властей в Киеве. В некоторых своих интервью зарубежным изданиям президент Беларуси заявлял о важности сохранения единой и территориально целостной Украины. Белорусские вооруженные силы не принимали участия в агрессивных действиях своего главного союзника по ОДКБ Российской Федерации против Украины.

С другой стороны, в ООН белорусская делегация вместе с армянской голосовала за резолюцию, предложенную РФ, по так называемому украинскому вопросу. В день победы 9 мая А. Лукашенко осудил угрозу фашизма, которая сохраняет свою актуальность и в наши дни. Белорусский президент принимал участие в заседании ОДКБ в Москве и вместе с Н. Назарбаевым был допущен В. Путиным до святая святых: подведению итогов военных учений, с участием новой ракетной техники Российской Федерации, готовой поражать цели в странах НАТО.

По нашему мнению, является преувеличением утверждение, что в украинском вопросе А. Лукашенко уже занимает независимую от воли кремля позицию. Наверно следует согласиться с мнением шеф-редактора Нашей Нивы Андрея Дынько о том, что «то, что делает Лукашенко он делает для того, чтобы Беларусь не втянули в эту войну, как того хотели некоторые силы. С приходом Порошенко к власти Лукашенко будет еще проще контактировать с Украиной, потому что Порашенко для него понятный человек, он с ним встречался, это прагматик, а не идеолог, человек с экономическим мышлением. Россия же пока публично никак не проявляла давление на Беларусь в этом вопросе. Может быть, это происходит из-за неспособности России чего-то добиться. И публичный наезд на Беларусь может восприниматься как угрожающий сигнал для окружения, прежде всего для Казахстана, позиция которого является похожей на позицию Беларуси» [5].

Отсутствие критики белорусского президента по украинскому вопросу в последние недели со стороны руководства РФ было связано с решением им куда более важной задачи: обеспечению подписания и А. Лукашенко и Н. Назарбаевым крайне невыгодного им Договора о создании Евразийского экономического союза в Астане. Чтобы не спугнуть птичку, публичные разборки были отложены на потом.

О полном непонимании главной политической угрозы ЕАЭС для судеб белорусского независимого государства свидетельствуют следующие слова А. Лукашенко, сказанные им в интервью К. Собчак. Телеведущая поинтересовалась у А. Лукашенко, не боится ли он, что Беларусь станет следующей страной после Украины, где могут произойти серьезные геополитические изменения.В ответ она услышала, что«во-первых, Беларусь — это не Украина. Во-вторых, в Беларуси нет тех глубинных процессов, которые происходили на Украине, — заверил Собчак президент. „Не надо кивать на Америку, на Запад они там причина, вина. Да, они там свои интересы преследуют, это естественно. Как и все мы не избегаем думать о своих интересах — Россия там, Беларусь и так далее. Главное — это внутренние причины, так же, как на арабском Востоке… Пока у нас такие предпосылки отсутствуют“ [6].

Он также подчеркнул, что у Беларуси и России совсем другие отношения. «У нас блестящие отношения с Россией, ну конечно, не без перепадов, не без схваток, не без ссоры, все это бывает». Он признался, что неоднократно обсуждал ссоры с Путиным и Медведевым, которые выплескиваются в СМИ. «Вот вы знаете, российский президент не может поссориться с американским президентом, польским, даже чехом. А знаете почему? — они чужие! У нас это бывает часто, потому что мы друг друга воспринимаем как свои люди. Мы можем с Путиным поспорить, жестко высказать в глаза друг другу что-то» [7]. Эти слова можно интерпретировать следующим образом: белорусы и русские, настолько близкие друг другу народы, что даже их руководители позволяют себе нецензурную брань и не обижаются друг на друга при этом.

И далее следующий пассаж из интервью президента Беларуси телеканалу Дождь, который, по нашему мнению, все расставляет на свои места. Александр Лукашенко заявил, что белорусской национальной идеи нет. «Это очень серьезный вопрос, и если вы думаете, что вы ее нашли, вы заблуждаетесь. Наверное, лет 10 назад поставлена была мною задача (разработки белорусской государственной идеологии — зам. автора): вот мы — нация, а какая же у нас национальная идея? Мы были советскими — понятно, идеи были какие. А какая сейчас? Мы штурмовали всем обществом с моим участием этот вопрос, и то, что было предложено, — я сказал „нет“…Мне предложили патриотизм. Патриотизм — это не ново.Идея национальная должна отличаться от идей другого государства. А что, для России патриотизм не важен? Это избито, это обыденно. А надо что-то такое, что захватит народ, что должно на душу лечь. Оппозиция наша говорила, что вот незалежность, независимость, всех русских на чемодан… И всех и посадили. А я говорю: а как вы определили, что русский? Может, там в крови что намешано» [8].

Александр Лукашенко, к огромному сожалению, не понимает, что после присоединения Крыма к Российской Федерации все его аргументы не работают. Российское руководство сделало выбор в пользу расширения своей территории, строительства новой империи. Основным строительным материалом в этом уже реализуемом на востоке Украины и в Крыму проекте являются русские и русскоязычное население. Если президент Беларуси говорит об отсутствии у нас национальной идеи, то — это должно восприниматься не как повод для продолжения получения экономических преференций у Российской Федерации. В данный момент — это сигнал России о том, что белорусское население должно принимать самое активное участие в строительстве великой и могущественной Российской империи на пространстве бывшего СССР. Если же Лукашенко уклонится от выполнения данной миссии, то ему вряд ли зачтутся былые заслуги: борьба с политическими носителями белорусской национальной идеи, которые были значительно ослаблены за двадцатилетний период его правления.

Помимо экономического фактора давления на Беларусь, Россия может положится на итоги многолетней политики руссификации, которую безрассудно проводил и продолжает проводить белорусский лидер. Возникла уникальная и очень опасная для независимости государства ситуация.Стирание культурных различий между белорусским и русским народами, чем активно занимался наш президент в обмен на кредиты и дешевые российские энергоресурсы оказалась не таким уж и безобидным занятием. Для единого, в высшей степени культурно интегрированного сообщества, должна существовать и единая политическая организация. В качестве таковой лучше всего подходит российское федеративное государство или Евразийский Союз (В. В. Путин недавно назвал русский язык одной из важнейших ценностей этого ннтеграционного образования).

Понятно, что Российская Федерация не обязана экономически и военно-политически обеспечивать суверенитет территории, на котором проживает «русское население» (это точка зрения белорусского лидера), но руководство которого упорно не хочет подчиняться верховной российской или союзной власти. А. Лукашенко никогда не решится на смену культурной политики, потому что считает ее своим преимуществом. Этим он якобы выгодно отличается от лидеров других постсоветских государств, которые стремятся к получению российских экономических преференций.

Таким образом, Россия, на наш взгляд, все же сохранит власть в руках действующего белорусского президента, но взамен потребует от него сдачи подлинного государственного суверенитета. Евразийский экономический союз будет не только опираться на абсолютное неравенство участников в пользу одного субъекта, но и на авторитарные методы управления, противоположные принципам строительства ЕС. Это позволит сохранить власть в руках А. Лукашенко и Н. Назарбаева на относительно длительный период времени и сделает для них лично ЕАЭС выгодным предприятием, но невыгодным для народов Беларуси и Казахстана.


Примечания

[1] Рустем Фаляхов, Союз в пользу бедных. На саммите ЕврАзЭС Россия, Белоруссия и Казахстан обсудят перспективы Евразийского Союза // Газета.RU 28.04. 2014.

[2]Интервью А. Лукашенко ведущей телеканала Дождь К. Собчак 20 мая 2014

[3] Там же.

[4] Там же. «Не весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, как хотелось, а менее половины (на 2015 год 1,5 млрд. USD) смогла выторговать Беларусь в пользу своего бюджета… Дальше придется торговаться снова» — См: Татьяна Маненок, Компромиссный договор // Белорусы и рынок02.06. 2014, № 22.

[5] Гл.: З абраньнем Парашэнкі Лукашэнку будзе яшчэ прасьцей кантактаваць з Украінай // Радыё Свабода 24.05.2014.

[6]Интервью А. Лукашенко ведущей телеканала Дождь.

[7]Там же.

[8]Там же.