Проблема домашнего насилия не теряет своей актуальности. В новостях регулярно появляются сообщения о случаях насилия в семье. Важным компонентом в решении и профилактике такой проблемы являются исследования распространенности этого явления, установок общественности в отношении допустимости насилия. К сожалению, в Беларуси исследования такого рода проводятся не часто, случаи не собираются и соответственно для многих эта проблема кажется «выдуманной».Последнее исследование было проведено в 2008 году. Поэтому особое внимание обращает на себя исследование, проведенное в 2012 году в рамкахМониторинга положения детей и женщин.

Это крупное исследование было осуществлено Национальным статистическим комитетом совместно с Детским фондом ООН — ЮНИСЕФ в рамках международной программы обследований домашних хозяйств (МИКС). Для исследования проблемы насилия в семье в программу МИКС4 был включен дополнительный модуль«Отношение к домашнему насилию», который не входит обычно в программу МИКС. Исследование отношения к домашнему насилию ставило перед собой цели изучения распространенности домашнего насилияв отношении женщин, а также мнения респондентов о причинах и наиболее эффективныхмерах противодействия насилию в семье.В исследовании приняли участие 5745 женщин в возрасте 15-49 лет и 2769 мужчин в возрасте 15-59 лет.В рамках данной статьи я детально остановлюсь на этом исследовании, которое включало в себя четыре основных блока: отношение к домашнему насилию, опыт домашнего насилия, причины и меры противодействия домашнему насилию.

Отношение к домашнему насилию

Чуть больше 4%респондентов считают, что муж / партнер вправе ударить или избить свою жену / партнершу в определенных ситуациях. При этом чаще всего они одобряют и оправдывают насилие в тех случаях, когда женщина не заботится о детях (3,8% женщин и 3,7% мужчин). Однако результаты варьируются в зависимости от места проживания, брачного статуса и возраста, образования и уровня благосостояния.

(1) Данные по регионам

Если в Минске менее 1% респондентов (респонденток) указали, что оправдывают насилие в отношении женщин, то по остальным областям этот показатель повышается вплоть до 7%. Самые высокие показатели наблюдаются в Гомельской и Витебской областях. При этом во всех регионах чаще всего респонденты оправдывают насилие именно в случае, если женщина не заботится о детях, что отсылает нас к «традиционным представлениям» о роли женщины. В рамках такой модели отношений женщина не просто ответственна за воспитание детей и заботу о доме, но и подчинена мужчине, то есть традиционные семейные отношения строятся на четкой субординации, соответственно оправдано применение к ней и неких санкций, в частности физических.


Такие показатели свидетельствуют о том, что если в Минске люди в большей степени информированы о проблеме домашнего насилия, меньше придерживаются традиционных установок, то в регионах традиционные установки в отношении роли женщины позволят некоторым воспринимать домашнее насилие как необходимую меру. В этом отношении также наблюдаются серьезные различия между городским и сельским населением. Так, среди респондентов из городов и поселков городского типа только 2,9% женщин и 3,4% мужчин считают, что в определенных случаях муж / партнер вправе ударить свою жену / партнершу, в тоже время среди респондентов из сельских регионов такого мнения придерживаются 7,6% женщин и 6,7% мужчин.

В целом такие данные не удивительны, если учесть, что в стране насчитывается не более 40 женских организаций –около 1,5%от всех общественных объединений, из них только несколько работаю непосредственно с темой домашнего насилия.

(2) Данные по брачному статусу

Более высокие показатели «толерантности» к домашнему насилию со стороны тех, кто состоит или состоял в браке. Получается, что вступая в брак или в отношения, большая часть женщин и мужчин не считают, что муж или партнер в праве применять силу. Однако впоследствии некоторые из них начинают воспринимать домашнее насилие как вполне возможное и даже допустимое. Причем процент полагающих так больше среди уже разведенных / расставшихся и особенно — среди мужчин.


(3) Данные по возрасту

Данные по возрастным категориям показывают, что допускают возможность применения физической силы в отношении женщин люди более старшего возраста. Молодые люди реже высказываются позитивно о проблеме домашнего насилия. Связано это во многом с тем, что в обществе на уровне разных поколений меняется модель гендерных отношений. Молодые люди уже больше ориентированы на равноправную модель отношений, отсутствие иерархии в семейных отношениях.

(4) Данные по уровню образования и благосостояния

Уровень образования и благосостояния существенно влияют на снижение показателей «толерантности» к домашнему насилию. В данном случае можно говорить о доступе к информации, либерализационным тенденциям, ресурсам для решения бытовых проблем. Соответственно актуальным является вопрос социальной политики, поддержки малообеспеченного населения, информационных и просветительских программ и проектов.


Опыт домашнего насилия

11,8% женщин в возрасте15-49 лет указали, что когда-либо подвергались насилию в любой форме (физическому, психологическому, экономическому или сексуальному) со стороны нынешнего или бывшего мужа / партнера. Причем среди респонденток из сельской местности 16% указали, что подвергались насилию. Другими словами, если в городах домашнему насилию подвергается каждая 10-я женщина, то в сельской местности — каждая 6-я.

Кроме того, как и в случае отношения к домашнему насилию, самые низкие показатели перенесенного опыта насилия в Минске. В других регионах показатели значительно выше.


Женщин из более бедных слоев населения, которые подвергались домашнему насилию, в два раза больше, чем среди женщин из более обеспеченных слоев.Экономическая уязвимость способствует еще более значительному снижению социального статуса женщины.


Следует отметить, что среди подвергавшихся домашнему насилию обеспеченные и образованные женщины реже обращаются за помощью, нежели женщины из бедных слоев и с более низким уровнем образования. Так, по данным исследования чуть меньше 40% женщин с высоким уровнем благосостояния и меньше 30% с высшим образованием обращались за помощью, остальные в большинстве случаев не делали этого, так как не хотели бы чтобы кто-то узнал об этом. Среди малообеспеченных около 55% женщин обратились за помощью.

В целом, лишь 39,7% женщин, подвергшихся насилию, обращались за помощью. Связано это как с неготовностью женщин говорить об этой проблеме кому-то еще, так и с проблемами отсутствия достаточного количества центров и организаций, оказывающих помощь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.

Причины домашнего насилия и меры противодействия

В обозначении главных причин домашнего насилия опрошенные единодушны. В качестве основной причины обозначается злоупотребление алкоголем. Также наиболее часто указывали ревность как причину насилия.


Проблема алкоголизации населения регулярно озвучивается в белорусском публичном пространстве, однако до сих пор не принято эффективных профилактических мер. Наиболее эффективными мерами противодействия домашнему насилию участники/цы исследования считают образование, оказание профессиональной помощи и принятие законодательных мер. В современной системе образования проблематика домашнего насилия упоминается лишь в рамках гендерного воспитания, которое не является обязательным для проведения в школах. Таким образом, можно констатировать недостаток информационно-образовательных проектов, призванных не только актуализировать причины и распространенность проблемы, но также вырабатывать меры противодействия, варианты помощи и поддержки.


Данные исследования демонстрируют не только наличие проблемы домашнего насилия в Беларуси, но также и сохраняющиеся традиционалистские установки, не способствующие ее решению или смягчению. Следует также подчеркнуть, что проблема домашнего насилия является системной проблемой; «толерантность» к насилию выражают и мужчины, и женщины. Соответственно какие-то изменения возможны только в условиях изменения гендерного порядка и поведенческих паттернов мужчин и женщин, усилению социально-экономической поддержки женщин особенно из сельских регионов, которые чаще подвергаются домашнему насилию.