С 1 января при прохождении техосмотра владельцы транспортных средств должны будут при прохождении техосмотра дополнительно выкладывать сумму, сопоставимую со стоимостью некоторых подержанных автомобилей.

Введение пошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении всколыхнуло тихое белорусское общество. Оно и понятно: для граждан это обернется увеличение расходов, для субъектов хозяйствования — ростом постоянных издержек. А вот государство рассчитывает заиметь в бюджет 1,6 трлн. рублей, которые якобы пойдут на строительство и содержание автомобильных дорог.

Цель эта, безусловно, благородная — ведь известная фраза про две российские беды в значительной степени актуальна и для Беларуси. Но не будем забывать, что новый побор — это уже третий платеж, который автомобилисты платят за пользование белорусскими магистралями.

Как известно, в цену автомобильного топлива включен акциз, поэтому заправляясь владельцы автомобилей уже отдают мзду в государственный бюджет. Причем такого рода обложение даже содержит некое подобие справедливости ведь больше платят те, кто больше ездит, имеет более мощный двигатель и т. д.

Еще один платеж с автомобилистов взимает широко известная система BelToll, которая берет оплату за проезд по платным дорогам. Большинство белорусских обывателей пока еще освобождено от такого рода платежей, но субъекты хозяйствования и иностранцы платят исправно.

И вот с 1 января вводит некая пошлина за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Тем самым автомобилистов будут облагать уже трижды, иначе говоря — сдирать с них три шкуры.

Попробуем, однако, разобраться с причинами и последствиями введения пошлины с владельцев автомобилей — иначе как транспортный побор ее не назовешь.

Власть ищет любые способы пополнить государственный бюджет. Власти уже не справляются с наполнением бюджета традиционными методами, поэтому постоянно изобретают фискальные новшества.

Новая пошлина, в отличие от подоходного налога или налога на прибыль, не зависит от доходов гражданина и субъектов хозяйствования — платить придется всем и стабильно. Тем самым государство ясно показывает, что не уверено в экономической активности населения и субъектов хозяйствования, не верит в ее рост и предпочитает получать некие фиксированные выплаты.

Более того, транспортная пошлина (как и многие другие поборы) наглядно показывает несостоятельность нынешнего экономического курса, якобы ориентированного на рост доходов населения.

С одной стороны, государство формально повышает зарплату, демонстрирует стремление повысить доходы граждан, с другой — старается изъять у граждан дополнительные доходы; одной рукой дает, другой забирает с процентами. Это свидетельствует о том, что у государства нет источников повышения зарплат и других доходов. А все заявления о повышении зарплаты — не более чем пропагандистский трюк.

Государство дает и сразу же забирает обратно. И не только в виде транспортной пошлины, но и в виде повышения коммуналки, и многих-многих других платежей.

Транспортная пошлина удорожит владение автомобилем, бьет по самым бедным автомобилистам. Транспортный побор сопоставим с ценой плохого автомобиля. Для владельцев авто стоимостью до тысячи долларов — это фактически некая запретительная пошлина.

Транспортная пошлина ударит по пенсионерам, которые в советские времена купили «Жигули» и изредка выезжают на дачу; ударит по инвалидам и их семьям, для которых автомобиль — не роскошь и даже не средство передвижения, а жизненная необходимость. Ударит по тем, кто владеет автомобилем, но ездит мало.

Транспортная пошлина бьет и по субъектам хозяйствования, которые занимаются оказанием транспортных услуг. Для субъектов хозяйствования и ставки побора больше, а если придется платить за несколько десятков автомобилей — издержки весьма ощутимые. Транспортный побор повышает постоянные издержки и, как следствие — полные издержки, толкая точку безубыточности вверх.

Эффективность экономики и благополучие граждан принесены в жертву фискальной потребности государства.