Развод с российским партнером в июле этого года, по сути, обескровил трейдера «Беларуськалия» — Белорусскую калийную компанию (БКК), поскольку почти все ведущие топ-менеджеры и трейдеры ушли работать в «Уралкалий». БКК пришлось спешно формировать новую управленческую команду и восстанавливать трейдерскую сеть. Задача усложнялась тем, что делать это пришлось на фоне обвала цен и ценового «межвременья», произошедшего после объявления «Уралкалием» принципиально новой философии на калийном рынке — цена превыше объема. Объявленная новая стратегии работы и заявления о возможном падении цен на калийные удобрения до 250-300 USD/ тонна дестабилизировали рынок, лишив его ценового ориентира.

Поэтому неудивительно, что нынешний калийный год будет одним из самых нерезультативных для Беларуси за последнее время.

Год неуспешный, но не провальный

Немногим более 2 млрд. USD получит Беларусь в 2013 году от продажи калийных удобрений. Рекордным для страны был 2008 год, когда выручка главного экспортера составила 3,379 млрд. USD при экспорте 6,48 млн. тонн (в пересчете на физический объем). В 2010 году «Беларуськалий» экспортировал 6,8 млн. тонн удобрений на 2,060 млрд. USD, в 2011 году — 7,7 млн. тонн на 3,2 млрд. USD. В 2012 году на экспорт было поставлено 6,405 млн. тонн, валютная выручка «Беларуськалия» составила 2,7 млрд. USD.

Тем не менее, калийные результаты 2013 года вряд ли можно назвать провальными, учитывая, что после разрыва отношений с российским партнером «Беларуськалию» пришлось чуть ли не с нуля создавать свою трейдинговую сеть.

В августе, спустя месяц после развода с «Уралкалием», экспорт белорусских калийных удобрений составил всего лишь 170 тыс. тонн. Но уже в сентябре ОАО «Белорусская калийная компания» (новый калийный трейдер «Беларуськалия») увеличила экспорт до 350 тыс. тонн, а в октябре — до 420 тысяч тонн. Основными рынками компании в это время были страны Юго-Восточной Азии — Тайланд, Бангладеш, Малайзия, Шри Ланка (30-35 тыс. тонн в каждую страну), Бразилия (около 110 тыс. тонн), Норвегия (около 40 тыс. тонн), Бельгия (около 20 тыс. тонн).

В октябре, по данным БКК, продажи компании оказались более результативнее, чем даже в октябре 2012 года, когда экспортом занимался совместный с «Уралкалием» трейдер. Однако небольшой рост экспорта в этот период сопровождался заметным падением цены: если в августе цена белорусских калийных удобрений составляла 380 USD/тонна, то в октябре она упала примерно до 300 USD/тонна (цены указаны исходя из физических объемов продажи).

Ссылаясь на мнение зарубежных коллег, в БКК заявили, что ценовое дно на рынке уже достигнуто, и его уровень составляет около 300 USD/тонна.

Отметим, что ранее директор по продажам и маркетингу «Уралкалия» Олег Петров также заявил о том, что «рынок оздоровился, и цены на калий находятся на одном уровне в 320-330 USD за тонну повсюду — от Китая до Бразилии».

От шока оправились

Вслед за этим, в конце ноября, первый замгенерального директора БКК Александр Поляков на встрече с журналистами сообщил, что БКК полностью восстановилась после потрясшего рынок разрыва с «Уралкалием» и теперь успешно работает самостоятельно. Как было сказано, в БКК «ушли от концентрации информации в руках у одного-двух трейдеров, принимающих решение», сейчас компания привержена командному стилю работы. Внутренние процедуры в БКК (бухучет, финансы и т. п.) стали также более прозрачными.

Самое главное, отметил А. Поляков, БКК удалось практически восстановить свою долю на рынке и сохранить всю географию продаж белорусской продукции, хотя, по его словам, «некоторые рынки для нас пытались закрыть если не навсегда, то надолго».

При этом БКК наращивает контейнерные поставки небольших партий калийных удобрений, поскольку в сложившихся условиях считает их наиболее выгодными. Дело в том, что товары из стран Юго-Восточной Азии и Китая в Европу идут преимущественно в контейнерах. И если раньше они возвращались назад пустыми, то теперь БКК укладывает в контейнеры мешки с удобрениями, и они разъезжаются по всему миру, благодаря чему компания имеет хорошие скидки на фрахт. Сейчас БКК поставляет калий в контейнерах в 60 стран мира и входит в десятку топ-клиентов мировых контейнерных линий.

У правительства свои аппетиты

В конце ноября «Беларуськалий» возобновил работу двух остановленных в августе на ремонт рудоуправлений, и теперь все 4 рудоуправления солигорского комбината работают в штатном режиме. Это может означать, что после серьезных потрясений «пауза» на калийном рынке завершается. А это значит, что от главного валютного «добытчика» страны — «Беларуськалия» — правительство снова ждет рекордов. Тем более, что ему нужно было сверстать бездефицитный бюджет.

Проектом бюджета на 2014 год экспорт калийных удобрений предусмотрен на уровне 6,6 млн. тонн (заметим, что в этом году «Беларуськалий» ранее также планировал экспортировать 6,4-6,6 млн. тонн). Это некий усредненный показатель между цифрами, которые назывались в в процессе при подготовке бюджета — 5 млн. тонн и 7 млн. тонн (кстати, цифра в 7 млн. тонн, по оценкам Минэкономики, позволяла обеспечить в 2014 году положительное сальдо внешней торговли на уровне около 105 млн. USD).

Заложена в проекте бюджета-2014 и экспортная цена на калийные удобрения — 306 USD/тонну. Отметим, что это — не рыночная цена, по которой реализуются калийные удобрения, а «очищенная» — фактически это чистая выручка, поступающая от продажи удобрений, она применяемая для расчета внешнеторгового и платежного баланса страны.

Однако, как можно предположить, что самое неприятное для «Беларуськалия» в бюджете-2014 — то, что правительство поспешило восстановить вывозную таможенную пошлину в размере 60 евро/тонна.

Напомним, чтобы укрепить позиции отечественного экспортера, А. Лукашенко своим указом от 5 сентября 2013 года обнулил экспортные пошлины на калийные удобрения до 31 декабря этого года. Обнуление экспортной пошлины на калийные удобрения заметно укрепило позиции белорусского производителя. Ведь экспортная пошлина на калийные удобрения, поставляемые в государства, с которыми Беларусь заключила международные договоры о свободной торговле, составляла до этого времени 75 евро/тонна, в иные государства — 85 евро/тонна.

В то же время в России экспортной пошлины на поставки калия за рубеж нет, что работает на конкурентоспособность «Уралкалия». Это важное условие, учитывая, что конкуренция на калийном рынке за последнее время не снизилась, а напротив, заметно возросла после выхода «Уралкалия» из БКК и той агрессивной политики, которую эта компания сейчас проводит на внешних рынках.

Понимая это, белорусское руководство еще недавно было готово идти на бюджетные жертвы ради того, чтобы «Беларуськалий» не потерял свои рынки. Более того, как заявлял А. Лукашенко 21 октября на встрече с журналистами, Беларусь готова пойти на отмену налогов для «Беларуськалия», чтобы, по его словам, выдержать демпинг на рынке калийных удобрений со стороны «Уралкалия». «У нас госкомпания („Беларуськалий“. — прим. ред.), и мы выдержим демпинг (со стороны „Уралкалия“. — прим. ред.) вплоть до снятия налогов… Вы же их не сможете отменить, поскольку „Уралкалий“ — частная компания», — заявил А. Лукашенко.

По оценкам экспертов, снятие налогового пресса позволило белорусскому предприятию практически уравнять позиции с недавним партнером. Без экспортной пошлины стоимость калийных удобрений «Беларуськалия» на FOB вплотную приблизится к аналогичным удобрениям «Уралкалия» — до 150-160 USD/тонна при 130-140 USD/тонна у российской компании.

В то же время спешный возврат экспортной пошлины на калий может очень существенно ударить по конкурентоспособности «Беларуськалия», который едва-едва начал оправляться от кризиса. Поэтому нельзя исключить, что в случае ухудшения экспортных позиций производителя хлоркалия правительству придется пересматривать размер экспортной пошлины в сторону снижения. Похоже, это понимает и министр финансов Беларуси Андрей Харковец. По его словам, пошлина снижается в связи с «постепенным восстановлением» калийного рынка. «Хотя, возможно, с учетом складывающейся на внешних рынках ситуации здесь и присутствуют некие излишние ожидания», — признал А. Харковец, комментируя прогнозные цифры по калию.

У БКК нет прогнозов

Какой будет цена на калийные удобрения в 2014 году, в БКК пока не прогнозируют. Компания, как и все участники рынка, ждет, когда оживет китайский рынок. Ведь Китай по-прежнему остается законодателем ценовой моды на калийном рынке, а цена китайского контракта остается своеобразным индикатором для других участников рынка. «Рынок ожидает заключения контрактов с Китаем, который будет добиваться снижения цены ниже 300 USD за тонну. Производители же в свою очередь будут ориентироваться на 320 USD за тонну. Далее цены должны пойти на восстановление», — отметил Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

Трейдер «Беларуськалия» не прогнозирует также и конкретные цифры по объемам продаж в 2014 году. «Мы понимаем, как сейчас действовать на рынке, но не готовы говорить о действиях наших партнеров-конкурентов. Как в дальнейшем поведет себя „Уралкалий“ с учетом последних новостей о смене собственника? Как поведут себя канадские производители и другие? От этого и будут зависеть наши планы на 2014 год. Сейчас преждевременно говорить о конкретных прогнозах по объемам продаж. Все будет зависеть от того, как сложится ситуация на рынке», — сказал А. Поляков.

Столь же осторожно руководство БКК говорит о возможности возобновления сотрудничества с «Уралкалием». «Для рынка наличие договоренности между белорусской и российской стороной — позитивно, этого даже ждут. Мы готовы к этому, не закрыты», — сказал А. Поляков.

Пока неизвестно, как будет строить калийный бизнес новый владелец «Уралкалия», провозгласившего после выхода из БКК о новой философии продаж — объемы превыше цены. Воссоздания калийного альянса можно ожидать лишь в том случае, если партнеры будут придерживаться единой стратегии работы на рынке. В «Уралкалии» не исключают, что в будущем компания может вернуться к стратегии «цена превыше объемов». Но как скоро наступит это «будущее», пока непонятно.

С другой стороны, оживление калийного рынка неизбежно приведет к рост цен, что позволит многим компаниям, заморозившим в этом году проекты по развитию новых производств, вернуться к разработке новых калийных рудников. Вслед за этим уже через несколько лет на мировом калийном рынке могут появиться дополнительные объемы, которые опять приведут к обвалу цен. Следовательно, нынешняя стратегия работы «Уралкалия» вновь может оказаться актуальной.

Справка

По данным Минфина, торговля калием таит в себе значительные риски для наполнения бюджета. Колебания экспортной цены калийных удобрений на 10-20% приводят к издержкам в бюджете в объеме 3,5-4,5 трлн. BYB (372-478 млн. USD). А это — более 2% всех доходов консолидированного бюджета и более 3,5% доходов республиканского бюджета.

Сокращение Беларусью в 2013 году экспорта калийных удобрений приведет к потерям консолидированного бюджета в 5,9 трлн. BYB, заявил замминистра финансов Максим Ермолович в статье, опубликованной в журнале Минфина. Из этой суммы потери республиканского бюджета составят 5,6 трлн. BYB, потери бюджета Минской области, где расположен белорусский производитель хлоркалия ОАО «Беларуськалий», оцениваются в 0,3 трлн. BYB.

В данной связи недопоступления по налогу на прибыль составят, по оценкам Минфина, 0,7 трлн. BYB, по вывозным таможенным пошлинам на калийные удобрения — 3,2 трлн. BYB, по налогу на добычу соли калийной по адвалорной ставке — 1,2 трлн. BYB, по разовому платежу за право пользования недрами — 0,8 трлн.BYB.