Публикация в рамках Конкурса аналитических материалов

Слово «волонтёр» — аналог французского «volontaire», которое, в свою очередь, произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает «доброволец», «поступающий по собственной воле». [1] В волонтерское движение с каждым годом вовлекается все больше и больше людей. Оно широко развито в мире и является глобальным процессом объединения людей, стремящихся внести вклад в развитие своей страны и мирового сообщества.[1]

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социально-культурного, экономического и экологического развития (Всеобщая декларации добровольцев 1990 года, принятая на XI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев). Термин «волонтерство» у нас начал широко использоваться в последнее десятилетие прошлого века, хотя смысл добровольчества был присущ образу жизни человечества на протяжении всей истории. Понятие добровольной помощи включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях. [1]

Волонтеры помогают решать социально значимые проблемы. Многие кампании по ликвидации безграмотности, защите окружающей среды, иммунизации населения в значительной степени зависят от усилий волонтеров. Практически на каждый аспект жизни так или иначе повлияла волонтерская деятельность. [1]

Стоит отметить, что добровольческое движение в 1987 г. насчитывало 80 миллионов волонтеров, в 1995 — более 93 миллионов, 2009 — более 130 миллионов людей. Согласно данным руководителя «Центра сотрудничества молодежи» г. Гдыня, в ЕС в целом 46% молодежи являются волонтерами. В Польше — только 16%. Также 50% сотрудников польских общественных организаций являются волонтерами. Данные по Республике Беларусь получить не удалось. [1]

Подтверждением значимости волонтерства было решение Европейской комиссии объявить 2011 год официально Годом Волонтерства в Европе. Евросоюз проводит работу по поддержке волонтерства в течение многих лет, в 1996 году ЕС учредил Европейскую волонтерскую службу (ЕВС), которая поддерживает и стимулирует участие молодежи в социальной жизни. Целью ЕВС является развитие солидарности, взаимопонимания и терпимости между молодыми людьми, а также поддержка активной гражданской позиции, что напрямую связано с формированием гражданской культуры и гражданского общества. [2]

Волонтерское движение находится в прямой зависимости от развитости гражданского общества, которое представляет собой сферу деятельности свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимых от прямого вмешательства со стороны государства. Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, которое образуется на основе существующих в «естественном состоянии» общественных отношений. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. [3]

Сегодня тема гражданского общества срослась не только с представлениями о демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью. Развитие гражданского участия в Европе является приоритетным направлением, соответственно строится и политика правительств в отношении некоммерческих организаций: они воспринимаются как основной канал участия граждан в принятии политических решений, чего в Беларуси не наблюдается. [4]

В зарубежном волонтерстве широко применяются международные обмены. Как известно, у любого желающего в Европе имеется возможность приводить в порядок кладбище в Польше, помогать реставрировать средневековый замок в Германии, или, скажем, возделывать рисовые поля во Вьетнаме. Разумеется, такая работа не приносит заработка, однако является уникальной возможностью для получения жизненного опыта и знаний.

В Европе этот вид деятельности давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Если, к примеру, говорить о волонтерстве в Германии, там добровольцем, безвозмездно работающих в сфере тех или иных социальных услуг, является каждый третий человек, что составляет 34% всего населения Германии. [5]

Однако результаты проведенного венгерскими учеными исследования показывают, что в целом гражданская активность в «новых» европейских странах несколько ниже, чем в странах «Старой Европы». В странах бывшего Советского Союза такого рода активность часто трактуется как протестная и приобретает черты скорее политической оппозиционной деятельности, чем гражданского участия. [4] Между тем, эта активность связана с современной гражданской культурой. В собственном смысле слова гражданская культура относится к типу активистской культуры как «культуры участия», функцией которой выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Гражданская культура выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки совместных решений и их реализации, согласованных действий. Кроме того, гражданская культура определяет становление человека в качестве гражданина. Однако в белорусском обществе нет четкого представления, как функционирует, на что направлена и для чего нужна гражданская культура. Видимо поэтому гражданская культура здесь часто сводится к феномену политического порядка. [6,7]

У РБ сложились наиболее сложные, противоречивые и наименее продуктивные отношения с объединенной Европой. Основополагающие европейские ценности и свободы воспринимаются как второстепенные, а иногда и вовсе рассматриваются как орудие недружественной пропаганды. А ведь приобщение к этим ценностям помогло бы Беларуси изменить курс общественного развития. Однако, это проблема не только Беларуси, но и многих других стран постсоветского пространства. Времена «железного занавеса» прошли и, глядя на европейский опыт, многие советские предрассудки можно было бы нейтрализовать с помощью практик гражданской культуры. Именно волонтерство способно на это, так как получение персонального опыта, взаимодействие и работа с людьми с другим мировоззрением несет в себе частичку нового. Волонтерская деятельность способствует сближению и кооперации социальных и политических институтов. Свидетельство этому — Европейский Союз, объединение, базирующееся, прежде всего, на общих ценностях, становится все сильнее. А волонтерство, в свою очередь, можно рассматривать в качестве одного из элементов европеизации. [8]

Согласно Универсальной декларации волонтерства, сформулированной в рамках международного конгресса в Амстердаме в 2001 г., именно «волонтерство является краеугольным камнем гражданского общества. Оно отражает и освещает наиболее возвышенные стремления человеческого рода, стремление к миру, к свободе, равенству возможностей, безопасности и справедливости для всех людей». Таким образом, волонтерство помогает воспитать демократического человека во всех смыслах этого слова: это и готовность узнавать новое, принимать новые ценности, и участие в обсуждении и решении общественных проблем. [9]

Развитие волонтерского движения приносит пользу государству и гражданам. Волонтерство способствует: помощи людям с особыми потребностями, уменьшению межэтнических и социальных трений, социальной реконструкции страны за счет активизации материальных и человеческих ресурсов внутри сообществ (а не только использования внешней помощи), воспитанию молодых людей в духе гражданских ценностей, развитию гражданского общества и демократии. [8]

Приобщение белорусской молодежи к добровольческой работе возможно посредством более простого доступа к ней, проведения тренингов и подбора волонтеров на подходящие вакансии, повышения осведомленности о важности волонтерской работы. Функционирование альтернативной гражданской службы способно вызвать интерес у разных слоев общества к различным социальным проблемам, а также помочь сформировать гражданскую культуру и сократить расстояние между государством и обществом. Получение волонтерского опыта за рубежом белорусами могло бы содействовать увеличению социального участия, терпимости, социальной мобильности (особенно, среди молодежи), солидарности и искренности, — всему тому, чего не хватает Беларуси для построения гражданского общества.

Литература:

1) http://www.volunteergomel.org/archive/vol.htm

2) http://www.hospice.by/god-volontyorstva-v-evrope.html

3) Г. Ф. Слесарева «Гражданское общество в истории политической мысли Европы». Москва, 2000 г.

4) http://www.cogita.ru/analitka/grazhdanskoe-obschestvo-i-nko-v-evrope-i-rossii

5) http://www.sbornet.ru/publics/show-6.htm

6) http://www.polit-slovar.ru/dictionary/177/

7) http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/45/

8) Журнал «Адукатар» № 1 (22), 2012. Стр. 2-6

9) http://www.grdl.ru/The-Universal-Declaration-on-Volunteering