«КоммерсантЪ» со ссылкой на свои источники недавно сообщил, что президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин хочет стать единственным поставщиком нефти в Беларусь. По имеющимся данным, госкомпания «Роснефть» может стать не единственным, а генеральным поставщиком нефти и получить статус спцимпортера нефти в Беларусь. То есть, «Роснефть» может получить право на поставки половины всего объема импортируемой в Беларусь нефти.

Отметим, что белорусские НПЗ перерабатывают около 22 млн. тонн. Предполагается, что половину этого объема поставит «Роснефть», а оставшийся объем белорусские НПЗ будут импортировать самостоятельно, сообщил источник в белорусском профильном ведомстве.

И эта версия, на наш взгляд, достаточно правдоподобна.

Заметим, что недавно И. Сечину удалось восстановить поставки нефти в Беларусь вопреки последовавшим после ареста гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера угрозам профильного вице-премьера РФ Аркадия Дворковича резко секвестировать поставки нефти в Беларусь в IV квартале по «трубе».

В то время, как над белорусскими НПЗ нависла угроза в конце года остаться чуть ли не на голодном пайке, И. Сечин вовремя протянул руку помощи белорусской власти: ему удалось убедить российское руководство сохранить в сентябре поставки нефти в Беларусь в полном объеме.

С одной стороны, И. Сечин руководствовался исключительно прагматичными аргументами: а кто компенсирует ежемесячные убытки компании в 3 млн. USD в случае сокращения поставок нефти в Беларусь? С другой, недавний куратор ТЭКа в российском правительстве выступил в роли миротворца в калийном конфликте. В сложившейся ситуации именно И. Сечин может претендовать на роль лидера-интегратора. Это ведь А. Дворковичу так и не удалось в течение года продвинуть ни один из объявленных 5 интеграционных проектов, а у амбициозного И. Сечина может получиться.

Более того, И. Сечин готов стать неформальным куратором в целом экономических связей двух стран, например, планов российских инвесторов по покупке белорусских предприятий. Причем, в этой роли он сам может показать всем пример. И сделать это было вроде не так уж сложно: если господин Дворкович хотел использовать нефтяной рычаг в качестве кнута, то господин Сечин, напротив, в качестве пряника.

Все это в конечном счете добавляет «очки» И. Сечину, которые имеет стратегические виды на некоторые активы в Беларуси.

«Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с „Роснефтью“ еще и потому, что это — огромная империя», — заявил Лукашенко 11 сентября в Минске на встрече с И. Сечиным. Он поблагодарил И. Сечина за принципиальность, которую руководство «Роснефти» проявляет в вопросах обязательств российской стороны по поставкам нефти в Беларусь. «В том числе — и на ваш завод, потому что примерно половиной акций Мозырского НПЗ, который имеет свои рынки, и рынки приличные, сегодня владеет „Роснефть“, — сказал он. А. Лукашенко сделал комплимент И. Сечину: Мозырский НПЗ не „Роснефти“. Однако, надо полагать, это дело времени. Если, конечно же, амбициозному российскому менеджеру удастся поладить с белорусским руководством и выполнить все планы, которые уже сверстаны вместе с „Белнефтехимом“.

Речь идет не только о поставках нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы до конца 2013 года, а также в 2014 году, но и поставках природного газа ОАО «НК „Роснефть“ на предприятия концерна, в том числе для ОАО „Гродно Азот“.

Крупнейший производитель белорусских азотных удобрений «Гродно Азот» потребляет около 2 млрд. кубометров газа в год, сейчас его поставляет «Газпром». Механизм, с помощью которого «Роснефть» собирается обойти монополию «Газпрома», пока непонятен — в данном случае речь идет не о сжиженном природном газе (СПГ), перспектива либерализации экспорта которого в России уже реальна, а о трубном газе. Пока закон «Об экспорте газа», в соответствии с которым «Газпром» является монопольным экспортером газа, в России никто не отменял.

Но, как отмечают специалисты, в этом случае способы есть: с помощью своповых операций, когда компании «меняются» газом в разных точках поставки, или через агентский договор, в рамках которого «Газпром» будет за вознаграждение поставлять газ «Роснефти» на белорусские предприятия. С другой стороны, с с учетом очень низкой стоимости газа для Беларуси (163-165 USD/тыс. кубометров) «Роснефти» будет непросто предложить лучшую цену.

Напомним, инвестпроект по созданию азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» входит в пятерку интеграционных российско-белорусских инвестпроектов. В числе потенциальных партнеров этого предприятия ранее называлась компания «МХК „Еврохим“, чуть позже — „Газпром“. Более того, в июле этого года концерн „Белнефтехим“ и „дочка „Газпрома“ — ООО „Газпром инвестпроект“ договорились приступить к проработке схемы сотрудничества по строительству нового азотного комплекса в ОАО „Гродно Азот“ стоимостью 1 млрд. USD.

Как господин Сечин «разрулит» эту ситуацию, пока непонятно. Возможно, такие заявления делаются для того, чтобы наладить хорошие отношения с белорусским руководством для реализации стратегической цели Игоря Сечина в Беларуси — в частности, покупки в ближайшее время госпакета ОАО «Гродно Азот» (по имеющимся данным, этот вопрос сейчас обсуждается), а в перспективе — и Мозырского НПЗ.

Тем не менее, очевидно, что амбициозные планы «Роснефти» стать специмпортером нефти в Беларусь, конечно же, противоречат интересам других российских нефтяных компаний. Сейчас нефть на Мозырский НПЗ поставляют «Газпром нефть» и «Лукойл». Поставщиками нефти на «Нафтан» являются «Башнефть», «Русснефть», «Роснефть», «Русьвьетпетро», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

После смены стратегии поставок нефти в Беларусь они потеряют доступ к премиальному для них белорусскому направлению. Кроме того, поскольку «Лукойл», «Татнефть» и «Газпром нефть» имеют свою сеть АЗС в Беларуси, им придется подумать, как обеспечить ее автомобильным топливом.

Это непростой вопрос, отмечают источники в профильных структурах, — в любом случае белорусскому руководству не хотелось бы ущемлять интересы российских компаний. Тем не менее, говорят они, это не должно стать сильным препятствием в реализации стратегии «Роснефти» стать генеральным поставщиком нефти в Беларусь, если руководство России и Беларуси договориться об изменении общей стратегии поставок нефти на белорусские НПЗ.

В таком случае, не исключено, может появиться еще один спецэкспортер нефти в Беларусь — компания «Лукойл», которая, как предполагается, может стать генеральным поставщиком нефти на «Нафтан». По имеющимся данным, этот вопрос будет прорабатываться параллельно с подготовкой к приватизации «Нафтана» компанией «Лукойл».