Давно обещанный кредит АКФ на 440 млн. USD Беларусь, видимо, получит лишь после того, как Москва согласует уже подготовленный перечень 5 пилотных проектов по интеграции белорусских и российских активов. В зависимости от того, как быстро будут продвигаться эти проекты к финишу, теперь будет зависеть и степень финансовой лояльности России к Беларуси.

Это раньше можно подобные проекты заявлять понарошку, то есть с энтузиазмом предлагать российским компаниям поучаствовать в приватизации ведущих предприятий страны, не сильно заботясь о результатах такой приватизации. И ведь сколько лет Беларусь обещала своему союзнику приватизацию, а до сих пор, кроме пакетной сделки с «Белтрансгазом», крупные активы остаются в собственности белорусского государства.

В июне 2011 года белорусский премьер Михаил Мясникович привычно пообещал россиянам продать 7 крупных белорусских предприятий. Тогда называлась покупка «Гродно Азота» «СИБУРом» и «Роснефтью», «Нафтана» — «ЛУКОЙЛом», «Белтрансгаза» — «Газпромом», Мозырского НПЗ — «Роснефтью», госдоли белорусского МТС — «господином Евтушенковым» (АФК «Система»), «МАЗа» — «Русскими машинами» и «Ростехнологиями», «Интеграла» — «Ростехнологиями».

Реализована из этого списка лишь одна сделка, которая тянулась 4 года. А вот от других названных М. Мясниковичем проектов открестились практически все потенциальные инвесторы. АФК «Система» отказалась комментировать СМИ заявление М. Мясниковича. «Роснефть» заявила, что не ведет переговоры с Беларусью о приобретении нефтехимических активов. А в «Сибуре» вообще опровергли информацию о проведении переговоров по покупке госпакета акций ОАО «Гродно Азот».

И даже тогда белорусская сторона предлагала эти проекты, скорее, формально — сама не веря в то, что они могут быть реализованы.

Но с декабря 2012 года ситуация принципиально поменялась. Москва приняла твердое решение «наполнить» Союзное государство конкретными интеграционными проектами. Вслед за чем российский премьер Дмитрий Медведев призвал белорусского премьера Михаила Мясниковича показать интеграционный пример — реализовать 5 совместных проектов, которые «положат начало интеграции». «Будем твердо исходить из того, что намерение эти проекты осуществить, как с участием российских компаний, так и белорусских, с приватизацией — оно неизменно», — подчеркнул Д. Медведев.

На этот раз о своем намерении Москва не только не забыла, а взяла под непривычно пристальный контроль. В феврале этого года впервые в российской практике сам вице-премьер РФ Аркадий Дворкович приезжал в Беларусь ревизировать будущих участников интеграции, чтобы «подтолкнуть» заявленный процесс объединения активов. На волне эйфории белорусский премьер Михаил Мясникович пообещал российскому премьеру для создания будущих российско-белорусских ТНК около десятка проектов. Правда, потом их количество снизилось до 8, а после окончательной ревизии в списке осталось, как и предлагал российский премьер, 5 предприятий.

Что это за 5 ожидаемых совместных проектов, 4 апреля назвал первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко: с участием «Роскосмоса» и ОАО «Пеленг», ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ», ОАО «МХК „Еврохим“ и ОАО „Гродно-Азот“, ОАО „Российская электроника“ и ОАО „Интеграл“, а также интеграция ОАО „Минский завод колесных тягачей“ в структуру российского оборонно-промышленного комплекса. Хотя В. Семашко не назвал партнера МЗКТ, уже известно, что на данном этапе в качестве его партнера рассматривается Нижегородский машиностроительный завод (предприятие ВПК, основные акционеры: ОАО „Концерн ПВО „Алмаз-Антей“ — 51% акций, ОАО „Головное системное конструкторское бюро концерна ПВО „Алмаз-Антей“ — 35,12% акций). Графики по реализации этих совместных проектов правительство Беларуси в конце марта отправила на согласование российской стороне.

Столбовая дорога в этом проекте уже обозначена: до конца этого года выйти на создание интеграционных структур по этим проектам. А. Лукашенко недавно пообещал российскому президенту, что Беларусь в этом году скажет свое емкое слово по данным проектам.

Что касается создания холдинга на базе МАЗа и «КамАЗа», то это сделка пока безденежная, — опцион на выкуп акций МАЗа за деньги ожидается на втором этапе, примерно через 2 года. Хотя стороны еще дошлифовывают некоторые нюансы, можно предположить, что финиш уже скоро и этот проект пока не должен преподнести сюрпризов.

На выданье также ОАО «Гродно Азот». Белорусская сторона постоянно заявляла, что хочет привлечь для предприятия инвестора. Еще недавно критичной позицией для этого предприятия была стоимость природного газа («Азот» является крупнейшим потребителем природного газа — около 1,5 млрд. куб. м в год), и этот фактор в большей степени мотивировал белорусскую сторону к сотрудничеству со структурами «Газпрома». Но в ЕЭП Беларусь получает бонусный газ, поэтому эта проблема отошла на второй план.

Сейчас белорусские власти хотят привлечь на предприятие денежного инвестора, чтобы тот помог построить ему новый азотный комплекс за 1 млрд. USD. Правда, в январе этого года А. Лукашенко заявил: «но я не думаю, что мы завтра это продадим». И при этом сказал, что рассматривает вариант строительства нового предприятия на троих: «русские, Индия и мы».

Но пока белорусская сторона назвала только одного партнера «Гродно Азот» — «Еврохим». Эта компания предпринимает повторную попытку войти в акционерный капитал белорусского предприятия (в 2008 попыталась создать СП с Гомельским химзаводом, но предполагаемая сумма инвестиций в покупку госпакета завода — 111 млн. USD — не устроила А. Лукашенко, который назвал эту цену «бросовой»).

А вот «Интеграл» — один из крупнейших разработчиков, производителей и экспортеров микроэлектронных компонентов — белорусским властям, похоже, продать совсем не жалко. Первый вице-премьер Владимир Семашко откровенно сказал, что такое специфическое предприятие, ориентированное на Россию, Беларуси «не нужно». Когда-то «Интеграл» создавался для всего огромного Советского Союза, «а точнее на потребность его оборонно-промышленного комплекса». Сейчас почти 80% его продукции поставляется в Россию. При этом предприятию должно развиваться, но самостоятельно сделать это оно не сможет. Программа развития потребует как минимум 1 млрд. USD инвестиций, — вот для чего и нужен инвестор, откровенно сказал В. Семашко.

Впрочем, следует учитывать, что в этом году Беларуси нужна не одна транша кредита АКФ ЕврАзЭС, а две — на сумму 880 млн. USD — эти деньги уже включены в состав источников финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году, который по закону о бюджете должен быть исполнен без дефицита.

Так что теперь процесс интеграции белорусских активов в российские сейчас будет продолжаться непрерывно. Но пока, следует заметить, белорусские власти действуют достаточно разборчиво. Почему, например, было им не продать госдолю в СООО «МТС» российской компании МТС, которая давно хочет получить контроль в этом предприятии? «Мы не против: один миллиард на стол», — заявил А. Лукашенко. Белорусская сторона попыталась продать на открытых торгах свою долю в СП за такую цену, но безуспешно. Госкомимущество даже предложило правительству с учетом этого снизить стоимость белорусской доли, но правительство отказалось.

Очевидно, что пока белорусские власти демонстрируют готовность продать российским компаниям те предприятия, в которые нужно вкладывать большие деньги в модернизацию, а само государство не в состоянии осилить такие финансово обременительные проекты. Ранее председатель Госкомимущества Беларуси Гергий Кузнецов так прямо и сказал: «Продавать будут только те предприятия, которые надо модернизировать, в которые надо вкладывать».

Да и М. Мясникович неоднократно подчеркивал, что белорусская сторона рассматривает приватизацию не как механизм зарабатывания денег для того, чтобы покрыть какие-то сиюминутные вещи», а как диверсификацию производства, как интеграцию в транснациональные корпорации.

Правда, сам процесс создания таких ТНК по белорусскому сценарию может оказаться не только проблематичным, но и небыстрым. Зато попавшие в список предприятия, которые напрямую завязаны на российские ВПК, можно продать гораздо быстрее. И отрапортовать, что интеграция активов идет полным ходом. Если, конечно, Москва не поскупится не только заплатить за них, но и ускорить выдачу долгожданных для Беларуси кредитов.

А потом — все по новому кругу.