Пресс-служба правительства, как сообщило БЕЛТА, заявила о повышении социальной защищенности студентов. Максимальная учебная стипендия возросла до 79,1% БПМ. А в прошлом году она составляла 56% от этого самого БМП. Разумеется, 79 больше 56. Даже не студенты знают. Но вот знают ли они, что такое БПМ — бюджет прожиточного минимума? Согласно закону «О прожиточном минимуме», он представляет собой стоимость минимального набора услуг и благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Уровень БПМ рассчитывается отдельно для каждой категории населения: пенсионеров, трудоспособных граждан, детей, студентов…».

В свое время считалось, что народ и партия едины. То есть положено было считать, что они обладают равными возможностями в доступе к материальным благам, служебного роста, участия в управлении экономикой и государством. Но все понимали, что такого не может быть. Студенчество тоже представляет собой очень специфическую по роду занятий и образу жизни часть общества. По этой причине структура его потребностей и расходов не может совпадать с фактической структурой потребительских бюджетов населения.

Простейший пример. Иногородний студент, не имеющий общежития, проживает на съемной квартире и платит за нее сумму, сопоставимую со средней ценой товаров и услуг, набора, который включен в его бюджет прожиточного минимума. А родители сдают его освободившуюся комнату другому иногороднему студенту. Таких вариантов — пруд пруди. В статистических целях их можно классифицировать на несколько разрядов, что позволит организовать достаточно точный формальный подсчет, но ни на йоту не приблизит «к правде жизни». Ведь даже между студентами, проживающими с родителями, иногородними, проживающими в общежитиях и однокурсниками, вынужденными снимать жилье, дистанция настолько огромная, что статистически их можно сблизить только сознательно исказив факты.

По словам министра информации Олега Пролесковского, около 50% домохозяйств оборудованы радиоточками и примерно 25% населения регулярной слушают проводное радио. Поверим господину министру на слово, что даст нам моральное право довести до логического завершения его недосказанную мысль. Когда утром семья расходится по своим делам: родители — на работу, младшие дети — в школу, старшие — в институт, оставшиеся дома бабушки и дедушки спокойно чаевничают, слушают вести с полей и ферм. Но при расчете БПМ, вероятно, склоняются к тому, что студент чаще слушает радиоточку, чем пользуется компьютером.

Утопленнику безразлично, насколько глубоко озеро, в котором он утонул. Если серьезные люди, законодатели, сперва принимают закон о некоем «минимальном минимуме», который должен обеспечить выживание студента, а стипендию назначают вполовину меньшую, их можно, как минимум, обвинить в применении к своим жертвам пыток голодом. На самом же деле, они руководствуются старым, как мир, принципом: захочет жить, выплывет.

В мировой практике существует множество способов расчета всякого рода социальных минимумов, выбор которых зависит от специфики страны и ее экономики. В странах, где традиционно поступление в университет считается порогом самостоятельной жизни, размер стипендии, заработки и приработки в свободное время — все это на самом деле определяет и уровень, образ жизни студентов.

У нас господствует патернализм. Как на государственном уровне, так и на уровне семьи. Семья обеспечивает львиную долю всех необходимых для учебы ресурсов. Это намного больше стипендии, настолько минимальной, что и несколько добавленных к ней тысяч показывают относительно высокое ее увеличение относительно бюджета прожиточного минимума. Это справедливо не только в отношении максимальных, но и именных стипендий, составляющих 976,5 тыс. рублей, что на 14,2% выше (!) БПМ. А что говорить об обычных, так называемых «учебных стипендиях», выплачиваемых в пределах от 423 тыс. рублей (49,5% БПМ) до 676,8 тыс. рублей, что и составляет 79,1% БПМ. И уж совсем нечего сказать о социальных стипендиях, начисляемых в размере 335,3 тыс. рублей.

Но и это еще не все. Уже достаточно давно в Беларуси начался процесс коммерциализации высшего образования в государственных вузах. Начиналось все открытием параллельных платных групп по популярным специальностям и для финансовой подпитки учебных заведений, а закончилось переходом к преимущественно коммерческой системе образования. В настоящее время на бюджетных отделениях государственных вузов обучается около 150 тыс. студентов, на платной основе — коло 240. И они не только не получают стипендии, но и оплачивают свою учебу. Оплачивают, разумеется, родители, тем самым фактически внося в бюджет помимо подоходного налога и специальный налог на образование чужих детей.

В общем, путешествие по лабиринту социальных стандартов белорусского государства может оказаться таким же бесконечным, как и знаменитая экскурсия по Хэптон-Кортскому лабиринту, описанному Джеромом К. Джеромом. Зашел на 10 минут, для галочки, вышел к обеду с посторонней помощью. Путаешься в ориентирах. Знаешь, что за каждым поворотом — новое. Но так похоже на старое. Например, выше мы рассуждали по поводу бюджета прожиточного минимума, который, исполненный на 100%, должен обеспечить выживание студенту. Но на наш взгляд, не обеспечивает. По этой причине мы скептически отнеслись к восторгам журналистов БЕЛТА.

И правильно сделали. Оказывается, помимо БПМ, существует еще и МПБ (минимальный потребительский бюджет), который ежеквартально утверждается постановлением Минсоцзащиты в ценах последнего квартала и по закону представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Далее, внимание! Его часто путают с бюджетом прожиточного минимума, хотя эти «кровнородственные» понятия при некотором сходстве имеют существенные различия. Так, бюджет прожиточного минимума — это тот минимум, который необходим человеку, чтобы выжить. А минимальный потребительский бюджет предполагает возможность над этим фактом посмеяться, если он произойдет на самом деле. Ибо минимальный потребительский бюджет больше бюджета прожиточного минимума на величину минимума расходов «на культурно-просветительные мероприятия и отдых».

Подчеркнем: МПБ подразумевает возможность удовлетворения «основных физиологических и социально-культурных потребностей» студента, а БПМ — нет. Поскольку (чего уж там!) круг этих потребностей в студенческой среде в той или иной степени определяется названием знаменитого фильма с Шэрон Стоун в главной роли, то разделительная линия в уровне социальной защиты студентов определяется просто: стипендия не предусматривает возможности цивилизованного удовлетворения «основного инстинкта». Деньги на это надо или просить у родителей, или подрабатывать, или удовлетворять страсть по любви, или…

Впрочем, каждый из способов требует денег, не предусмотренных на эти цели ни стипендией, ни БПМ.