Уже в начале августа Россия должна стать полноправным членом ВТО, о чем заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 7 июня на заседании правительства РФ. Россия должна будет завершить все ратификационные процедуры в соответствии с правилами ВТО до 23 июля 2012 года, вслед за чем закон должен подписать президент РФ.

С решением процедурных вопросов сюрпризов, похоже, быть не должно (после одобрения в правительстве законопроект о вступлении России в ВТО будет внесен на ратификацию в Госдуму), коль российский премьер столь уверенно назвал сроки членства РФ в ВТО.

Это может означать, что Беларуси фактически уже через месяц придется жить в принципиально иных экономических реалиях. Ведь, подписав Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, Беларусь добровольно обязалась следовать тарифным обязательствам, взятым Россией при вступлении в ВТО. А это означает, что она добровольно согласилась вместе с Россией открыть свой рынок по многим позициям, которые являются весьма чувствительными для белорусской экономики.

Конечно, Россия при подписании соглашений с ВТО по многим позициям взяла на себя обязательства, устраивающие Беларусь, а по ряду позиций Россия выторговала для себя переходный период от 2 до 7 лет. Тем не менее, уже в августе, то есть сразу после вступления в ВТО, Россия обязана немедленно снизить тарифы по более чем 1/3 от общего объема тарифных позиций. По логике, Беларусь давно должна была быть готова к такому повороту событий. Ведь вся законодательная база Таможенного союза и ЕЭП, которая стартовала с начала 2012 года, построена на принципах ВТО, на что не без гордости постоянно обращают внимание лидеры «тройки».

Иное дело, что сама экономическая база ЕЭП пока практически не заработала. К тому же при подписании 17 основополагающих соглашений по созданию ЕЭП Беларусь получила ряд важных уступок, а также переходный период по ряду особо чувствительных позиций. Поэтому понятно, что чем ближе Россия становилась к ВТО, тем большую обеспокоенность высказывала белорусская сторона.

Тестом для стран «тройки» на готовность принять российские правила в ВТО стал вопрос о введении утилизационного сбора на иномарки, который Россия может ввести уже в августе текущего года.

Россия, как известно, вводит этот сбор, чтобы компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления в ВТО (отметим, что Россия должна снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30 до 25%, а затем в течение 7 лет — до 15%). Между тем, ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не стал скрывать, что размер утилизационного сбора будет таков, что он не позволит подержанным автомобилям проникать на территорию Таможенного союза.

Вокруг введения утилизационного сбора на иномарки в «тройке» разгорелись серьезные дискуссии. Наконец, 15 июня на встрече глав правительств Беларуси, Казахстана и России в Санкт-Петербурге 15 было принято, по словам российского премьера Д. Медведева, компромиссное решение. «Оно заключается в том, что наши партнеры сохраняют те меры тарифной политики и тарифной защиты, которые действуют в настоящий момент», — сказал Д. Медведев.

Заявление Д. Медведева нужно трактовать таким образом: до своего вступления в ВТО и Беларусь, и Казахстан не будут вводить утилизационный сбор при ввозе на свою территорию подержанных импортных автомобилей. «На основе этой формулы мы будем работать определенный период времени и впоследствии примем окончательное решение, чтобы защитить рынки и не создать проблем для наших партнеров», — пояснил Медведев.

Почему Беларусь в данном случае не стала копировать российские правила, несложно догадаться. Слишком высока для нее цена этого вопроса, ибо новые правила коснулись бы не только автодилеров, но и бизнеса в смежных сферах: банковское автокредитование, страхование, реклама, сертификация, технический сервис и т. д.

Не следует также забывать, что Беларусь вынашивает еще один амбициозный проект — строительство совместно с китайской корпорацией Geely нового завода по производству легковых автомобилей. Для этого в Борисове Минской области уже зарегистрированы два совместных предприятия с Китаем — СЗАО «БелДжи» и СЗАО «Союзавтотехнологии». Планируется, что на первом этапе производство составит до 10 тыс. автомобилей в год, которые будут собираться из CKD комплектов. В 2012–2015 году в Борисове параллельно будет вестись строительство нового сборочного предприятия мощностью до 60 тыс. легковых автомобилей. В перспективе планируется довести мощности завода до 120 тыс. авто в год. Первые легковые машины марки Geely белорусской сборки, должны появиться уже в 2013 г.

И хотя российская сторона устами посла России в Беларуси Александра Сурикова уже выразила серьезную обеспокоенность в отношении данного проекта, поскольку он может навредить интересам российского автопрома, думается, белорусская сторона все же попытается использовать свой шанс построить свой автозавод с расчетом в первую очередь на рынок ЕЭП. Поэтому лишние проблемы в виде утилизационного сбора здесь ей не нужны.

Ясно, что борьба за белорусский автомобиль для белорусской власти еще впереди. Надо также полагать, что Россия, не добившись унификации правил в чувствительной для себя отрасли, обязательно будет искать механизмы для того, чтобы помешать транзиту автомобилей через Беларусь на российский рынок.

Вопрос с утилизационными сбором стал первым тревожным звонком для будущего ЕЭП, которое «тройка» намерена строить на базе правил ВТО. Хотя еще до старта ЕЭП стало очевидно, что этот геостратегический проект Кремля может погубить разноскоростная интеграция стран ТС в ВТО. В принципе это подтвердил недавно министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. 19 июня в Москве он сообщил, что в связи со вступлением России в ВТО Беларусь и Казахстан смогут сохранить повышенные по сравнению с Россией импортные пошлины в рамках нового единого таможенного тарифа (ЕТТ).

Для этого нужно соблюсти не такую уж сложную процедуру. «Механизм следующий: страна заинтересованная вносит заявку по применению на временной основе (до полугода, с возможностью последующего продления) повышенной ставки для себя. Решение на этот счет принимается консенсусом всеми тремя странами», — рассказал А. Слепнев. Предполагается, что средняя ставка ЕТТ будет снижена с нынешних 10% примерно до 7,5-7,8%. На коллегию ЕЭК новый ЕТТ будет вынесен первой декаде июля. Что же касается повышения импортных ставок, которое по ряду позиций произойдет в связи с вступлением РФ в ВТО, то, по словам А. Слепнева, это еще потребует обсуждения с партнерами по ТС, но, скорее всего, здесь изъятий не будет.

То, что белорусская сторона воспользуется возможностью защитить ряд своих позиций после вступления России в ВТО, сомнений нет. Косвенным образом это подтвердил А. Лукашенко на встрече с президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым 14 июня в Минске. Лукашенко подчеркнул, что ЕЭП создавалось для того, «чтобы работать с гордо поднятой головой на этом пространстве, и чтобы мы всегда могли защититься от других, защитить своих товаропроизводителей, защитить своих людей, чтобы каждый в этом Едином экономическом пространстве действовал на равноправной основе».

Весьма красноречивы также его высказывания по данной теме в контексте приватизации МАЗа-КамАЗа. «Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с КамАЗом. Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло, давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО, и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство — это святое. Все остальное — производно, — подчеркнул Лукашенко. И добавил: „Если мы начинаем терять с вашим вступлением в ВТО, вы должны подумать о том, как нас поддержать. Вот в чем вопрос… В противном случае мы разрушим нормальный экономический и даже политический процесс, начавшийся после избрания Владимира Путина, который немало об этом говорил. Только порядочные отношения! Только!“

Похоже, руководство РФ понимает, с какими проблемами ей придется столкнуться, пока партнеры по «тройке» не являются членами ВТО. Именно это бремя лидерства будет подталкивать Россию лоббировать скорейшее вступление в ВТО партнеров по ТС. В начале июня Владимир Путин уже заявил, что ЕС должен помочь Казахстану и Беларуси при вступлении в ВТО, учитывая их решение взять на себя условия вступления России в ВТО.

Однако хватит ли у России политической воли и настойчивости, чтобы затянуть в ВТО достаточно строптивого партнера по «тройке», каким является Беларусь, большой вопрос. Тем более, что официальному Минску торопиться с интеграцией в мировую торговлю сейчас вроде бы особого резона нет. Энергетические бонусы от ЕЭП он уже получил, теперь же важно совместно с китайцами построить в стране свой автозавод. ВТО, как очевидно, этому может только помешать — ведь, как минимум, придется вводить утилизационный сбор на иномарки по российскому сценарию.