Индивидуальных предпринимателей (ИП) в Беларуси становится меньше. По информации Министерства юстиции, в январе–апреле 2012 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 7,7%. Для такого падения есть свои объективные и субъективные причины, и оно отнюдь не является катастрофой для экономики.

Не секрет, что индивидуальные предприниматели — самая массовая разновидность субъектов хозяйствования. Более 200 тысяч белорусских граждан выбрали такую форму ведения своего бизнеса, и их число в несколько раз превышает число юридических лиц, зарегистрированных в Беларуси. Объясняется это просто: регистрация ИП проста — достаточно просто заполнить заявление, дешева — обходится всего в Br 50 тыс. и занимает в буквальном смысле несколько минут.

Отметим, что довольно много ипэшников рассматривают свою предпринимательскую деятельность в качестве своеобразной «подработки». Имея основную работу, они получают свидетельство о регистрации в качестве ИП, так сказать, «про запас» и осуществляют свою деятельность время от времени. Таким образом частенько поступают представители свободных профессий — актеры, бизнес-консультанты, дизайнеры, журналисты, программисты, юристы и пр. Регистрация в качестве ИП позволяет им в случае случайных заработков получить больше денег и заплатить меньше налогов.

Впрочем, основная масса индивидуальных предпринимателей действует в сферах оказания услуг и розничной торговли. Большинство из них уплачивают так называемый «единый налог» — фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно и независящую от финансовых результатов. Это позволяет им не вести учет своей деятельности, а в случае розничной торговли — не иметь на товар подтверждающих документов. Вместе с тем именно мелкие розничные торговцы переживают сейчас не лучшие времена.

По большому счету, мелкая розница не процветает нигде в мире. В условиях свободной конкуренции мелкие торговцы вытесняются крупными торговыми сетями, супер- и гипермаркетами.

Пожалуй, главной причиной сокращения численности ИП в Беларуси является развитие курпного ритейла — розничной торговли в оптовых масштабах. Крупные торговые центры, гипермаркеты, появились не только в столице, но и приходят в регионы и начинают вытеснять с рынка ИП. Для мелкой торговли — это катастрофа, а для потребителя — благо. Ведь зачастую гипермаркеты могут предложить товар по более низкой цене. За счет ценовой конкуренции, а также из-за более комфортных условий для покупателя происходит передел рынка розничной торговли.

Расцвет базарной торговли пришелся на середину 1990-х — начало 2000-х годов. Юридические лица были тогда «в загоне». Проблемы с регистрацией, множество налогов, включая оборотные, высокие таможенные пошлины и драконовские штрафы. Индивидуальные предприниматели, наоборот, получили единый налог, отмену учета и таможенного оформления. Поэтому цены на рынках были значительно ниже, чем в магазинах. Соответственно и покупатель шел на базары, а не в супермаркеты. Обвинять в сложившейся ситуации ипэшников было бы глупо: в конце концов, не они устанавливали правила игры.

Но постепенно ситуация стала меняться. Государство объявило курс на либерализацию. И даже тех половинчатых мер, которые приняли наши бюрократы, оказалось достаточно, чтобы существенно изменить рыночный баланс. Покупатель пошел в магазины. Рыночные торговцы, наоборот, стали жаловаться на падение выручки.

Ценовой фактор в целом подталкивает покупателей к выбору в пользу сетевых магазинов. Анализ маркетинговой и ценовой политики основных сетевых магазинов в Минске и областных центрах, выполненный учеными Института экономики НАН, показал, что преимущества в этой ситуации получают торговые сети, предлагающие наиболее приемлемые цены на самые популярные группы товаров.

И ведь чудес никаких не произошло: государство попросту немного приблизило условия хозяйственной деятельности в Беларуси к цивилизованным. Отменили налог с продаж, перестали жестко контролировать цены, немного отпустили поводок в других сферах.

И что теперь? В торговых сетях цены стали падать. Факт более низких цен в торговых сетях объясняется просто: крупная сеть может рассчитывать на большую оптовую скидку, а больший размер оборотного капитала позволяет уменьшить торговую наценку. Другое дело, что раньше крупных торговцев душили налогами, ценовыми ограничениями и т. д. Поэтому и цены у них были выше, чем у ИП, которых все эти «радости» не касались.

Непростую ситуацию мелких торговцев усугубляет и снижение покупательной способности населения. Прошлогодний кризис существенно сократил доходы населения и изменил структуру потребления белорусов в пользу товаров первой необходимости. На традиционный «ипэшный» товар у населения просто не хватает денег, а продовольствие дешевле у крупных торговцев.

Поэтому неудивительно, что выручка мелких торговцев вообще и ИП в частности сократилась. При всем этом происходит рост постоянных издержек субъектов хозяйствования. К таковым можно смело отнести единый налог с ИП, арендную плату, коммунальные платежи. На фоне падения выручки, единый налог аренда и «коммуналка» отнюдь не уменьшились, а чаще всего просто выросли. А ведь уплачивать их нужно до начала осуществления деятельности, и неизвестно, «отобьются» они или нет.

Графически эту ситуацию можно представить в виде двух пересекающихся прямых. Первая — ниспадающая — символизирует уменьшающуюся выручку, а вторая — восходящая — демонстрирует рост постоянных издержек. В сумме получается своеобразный крест, который ставится на судьбе индивидуальных предпринимателей.

Кстати, на этом фоне несколько теряется актуальность вопроса о наемных работниках. Многие индивидуальные предприниматели просто не могут «потянуть» зарплату продавца и содержание еще одной торговой точки.

Так что процесс «вымирания» ИП, по большому счету, вполне естественен и объясняется рыночной конъюнктурой. Другое дело, что в условиях современной Беларуси это процесс имеет свои особенности, связанные с крайне неумелым госрегулированием экономики. Например, совершенно непонятно зачем было повышать единый налог для ИП — поступления в бюджет от него нельзя назвать значительными, а вот социальные издержки от обнищания «челноков» велики.

Опять-таки, в цивилизованных странных часть вытесняемых с рынка мелких торговцев ушли бы в другие сферы, например, открыв небольшие кафе. Однако сфера общепита в Беларуси настолько зарегулирована, что мелкому бизнесмену просто невозможно пробиться сквозь бюрократический частокол.

Рассчитывать, что разорившиеся коммерсанты пойдут наемными работниками на другие субъекты хозяйствования, увы, не приходится — в Беларуси просто нет достаточного числа рабочих мест с достойной оплатой. Впрочем, на биржу труда бывшие ИП также едва ли придут: пособие по безработице мизерное, да и права на него ИП, в большинстве своем не имеют, а подходящую работу там им вряд ли найдут. Поэтому бывшие коммерсанты либо будут сидеть дома и жить на ранее заработанные средства, либо уедут в Россию на заработки, либо пополнят число занятых в теневой экономике.

Так что участь самых мелких представителей белорусского бизнеса печальна: к традиционным проблемам малого предпринимательства у нас прибавляются свои — сугубо белорусские.