С 1 января заработало Единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана. Про многие положительные и отрицательные моменты, связанные со вступлением страны в ЕЭП для наших предприятий и экономики в целом писалось довольно много. Я же попытаюсь осветить еще одну сторону этого процесса, на которую пока обращают меньше внимания. Ведь мы должны быть готовы максимально использовать преимущества и должны быть готовы свести до минимума недостатки. Одним из таких недостатков, как мне кажется, является то, что наши производители, в силу практической идентичности технологий и продукции, являются естественными конкурентами российским производителям.

Попробую объяснить. Возьмем, например, грузовики МАЗ, КАМАЗ и «Мерседес». Какие из низ будут естественными конкурентами? Естественно, МАЗ и КАМАЗ, поскольку обе машины находятся в одной рыночной нише, то есть имеют примерно одинаковые потребительские свойства, близки по качеству исполнения, уровню комфорта, цене и так далее. «Мерседес» — машина другого класса и находится совсем в другой рыночной нише. Поэтому только человек несведущий в маркетинге может вопрошать, почему же они «Мерседесы» покупают, а МАЗы игнорируют. Просто потому, что МАЗ и «Мерседес» не конкуренты в принципе. КАМАЗ в принципе конкурент МАЗу, но у него есть определенное преимущество — он «свой». И мы, и россияне стараемся «своих» на внутреннем рынке поддержать. Следовательно, для того, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, МАЗ должен иметь неоспоримые преимущества, ведь при равенстве условий, предпочтение будет отдано «своему».

Другие наши товары тоже являются естественными конкурентами российским товарам поскольку занимают одну и ту же рыночную нишу. Они тоже практически аналогичны по потребительским свойствам, качеству исполнения, цене и так далее. Более того, в последнее время многие наши товары даже уступают российским по качеству, не уступая им в цене. А если и уступают в цене, как было после нашей последней девальвации, то мы цены быстренько выравниваем, сводя на нет ценовое преимущество.

Таким образом, создание ЕЭП имеет несколько последствий. С одной стороны, оно действительно открывает российский рынок для наших товаров, хотя и раньше он не был закрытым. Скорее это были оправдания при неспособности продать свою продукцию. С другой стороны, ЕЭП приводит к обострению конкуренции в близких рыночных нишах. Теперь, когда последние административные барьеры снимаются, главным критерием становится конкурентоспособность товара. И здесь наши производители являются естественными конкурентами российским, как уже и было отмечено. Следовательно конкурентная борьба только обострится после отмены неэкономических методов регулирования рынка. К такой ситуации нашим производителям и продавцам нужно быть готовыми.

Что тут можно сделать? Джек Траут, гуру маркетинга, говорит по этому поводу: «Отличайся или погибай» (его книга так и называется). Принцип понятен: нужно проникать в те рыночные ниши, где наши товары не являются аналогами российских и, следовательно, не являются им естественными конкурентами. Например, как уже упоминалось выше, «Мерседес» не является естественным конкурентом КАМАЗу, поскольку сильно отличается от него по потребительским качествам и находится в другой рыночной нише.

Еще можно от конкуренции переходить к сотрудничеству, создавая совместные предприятия и вместе выступая на внешних рынках. Но это хорошо там, где силы примерно равны. Если один из партнеров значительно слабее, такая тактика может привести просто к поглощения слабого сильным. Что вполне может произойти при объединении уже упоминавшихся КАМАЗа и МАЗа. Мы стремимся к объединению на паритетных условиях, но, похоже, доля МАЗа в СП не превысит 30%. Именно так относительно КАМАЗа оценили на данный момент МАЗ. В интервью газете «Звезда» российский посол Александр Суриков заявил, что проблемы с подписанием контракта о слиянии автоконцернов МАЗ и КамАЗ происходят по вине белорусской стороны. «Белорусская сторона не согласилась с оценкой иностранной независимой компанией активов МАЗа и настояла на проведении повторной оценки. Вот и вся причина. Не думаю, что новая оценка другой компании будет сильно в цифрах отличаться от предыдущей оценки, потому что методика этой работы одинаковая», — сказал посол России.

Не намерена Россия уступать «естественным конкурентам» и другие сегменты рынка. Так в том же интервью Александр Суриков также дал понять, что Москва будет препятствовать производству легковых автомобилей на территории Беларуси, если оно будет налажено в обход интересов России. В общем, «дружба дружбой, а табачок врозь», уступать по дружбе свои рынки россияне не собираются. Придется переигрывать их в конкурентной борьбе.