В течение всего прошлого года Беларусь находились под угрозой потери своего самого ликвидного экспортного рынка нефтепродуктов — украинского. Украина собиралась ввести импортные пошлины на бензины в размере 130 евро/т и на дизтопливо — 80 евро/т, чтобы дать возможность украинским НПЗ потеснить импортеров, которым сегодня принадлежит более 50% рынка нефтепродуктов Украины. Шла речь о необходимости «ужать» долю импортных нефтепродуктов более чем в 3 раза — до 15%. За решением стояли влиятельные лоббисты в лице российских нефтяных компаний, а также местных финансово-экономических групп.

Украинская мотивация

Действительно парадоксально, что Украина, имея на своей территории 6 НПЗ, мощности которых превышают 51 млн. т в год, за последние годы превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов.

Стимулировала приток в страну импортного топливо отмена Украиной в мае 2005 г пошлины на ввоз нефтепродуктов. А уже через 5 лет оно уже заняло около половины объема внутреннего рынка. Нефтепродукты в Украину поставляют российские, белорусские, литовские, польские, румынские другие компании, представляющие около 10 стран. Для них этот рынок очень привлекательный, так как цены на бензин в Украине достигли практически европейского уровня.

Чтобы защитить свою нефтеперерабатывающую отрасль, Межведомственная комиссия международной торговли Украины в январе 2011 г официально заявила о начале проведения спецрасследования относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов независимо от страны происхождения и экспорта. Результатом такого расследования могло стать введение заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов: 80 евро/т — на импорт дизтоплива и 130 евро/т — на импорт бензинов.

Против введения пошлин выступили Минэкономики и Минфин Украины, опасаясь снижения налоговых поступлений. А также крупные сети АЗС, заявившие, что в Украину импортируется топливо в основном стандарта Евро-4 и Евро-5, которое украинские НПЗ по причине технической отсталости практически не производят. Чтобы изменить ситуацию, им потребуется, как минимум, лет 5.

В марте 2011 г премьер-министр Украины Николай Азаров публично признал, что Украина поспешила с инициативой введения пошлин на импорт нефтепродуктов, так как в сложившейся ситуации введение пошлин автоматически поднимет цены на бензин.

Тем не менее, 31 марта правительство и собственники украинских НПЗ подписали меморандум о взаимном партнерстве, предусматривающий ряд взаимных обязательств. Правительство гарантировало обеспечить проведение спецрасследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и в кратчайший срок принять меры.

В сентябре состоялось слушание в рамках спецрасследования, вслед за чем сроки расследования были продлены до 21 декабря. По его итогам 21 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение прекратить спецрасследование в отношении импорта нефтепродуктов.

Беларусь успела застолбить место

Нефтепродукты остаются основным экспортным товаром Беларуси в торговле с Украиной. Товарооборот между Беларусью и Украиной в январе–ноябре 2011 г возрос на 42,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г и составил USD 5,64 млрд. (по итогам 2011 года прогнозируется на уровне USD 6 млрд.). При этом экспорт белорусской продукции в Украину возрос в 1,64 раза до USD 3,78 млрд. Для Беларуси торговое сальдо впервые превысило показатели импорта и достигло USD 1,92 млрд. При этом доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта в Украину сейчас составляет около 65%.

Соседний, очень привлекательный рынок Беларусь завоевывает достаточно стремительно. В 2010 г Беларусь увеличила продажи нефтепродуктов в Украину в 3,3 раза в сравнении с предыдущим годом — до 1,9 млн. т примерно на USD 2 млрд., что составило 25% от всего объема поставок на внешние рынки.

По данным таможенной статистики, только за январь–сентябрь прошлого года экспорт нефтепродуктов в Украину составил более 2 млн. тонн (18% от всего экспорта нефтепродуктов в натуральном выражении) на USD 1,9 млрд. (21% от всего экспорта нефтепродуктов в денежном выражении). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт в денежном выражении вырос на 50%. По оценочным данным, Беларусь поставила в 2011 г на украинский рынок около 3 млн. т нефтепродуктов. Заметно увеличилась и валютная выручка. Доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке уже превысила 20%.

Белорусские экспортеры имеют долговременные планы в отношении украинского рынка и проводят там достаточно активную маркетинговую политику. БНК-Украина заключила долгосрочные договоры с украинскими сетями АЗС «ОККО» и WOG и собирается перейти на мелкооптовую реализацию нефтепродуктов. В прошлом году компании «БНК-Украина» и «Белоруснефть-Украина» — главные белорусские операторы на украинском рынке — объединились с целью повышения эффективности сбытовой политики. «Белоруснефть-Украина» была присоединена к «БНК-Украина». Антимонопольный комитет Украины в конце ноября одобрил сделку.

Введение заградительных пошлин означало бы увеличение расходов белорусских НПЗ, как минимум, на USD 200 млн. Терять такие деньги Беларусь, конечно же, не собиралась. Интересы белорусских операторов, работающих на украинском нефтерынке, — Белорусской нефтяной компании, «БНК-Украина», белорусских НПЗ, «Белоруснефти» и «Белоруснефть-Украины», — защищала международная юридическая компания AstapovLawyers.

В сентябре в Минэкономики Украины состоялись публичные слушания заинтересованных сторон. Белорусскую делегация включала представителей МИДа, посольства Беларуси в Украине, ООО «БНК-Украина», ООО «Белоруснефть-Украина». Свои позиции в рамках спецрасследования по импорту нефтепродуктов в Украину отстаивали также представители России, Турции, стран Евросоюза, отечественные производители и потребители нефтепродуктов. Основные аргументы защиты строились на том, что украинские НПЗ пока практически не производят продукцию качества Евро-4 и Евро-5. В то время как автомобильный парк в Украине очень быстро обновляется — в основном за счет автомобилей с двигателями Евро-4 и Евро-5, которые требуют более качественного топлива.

В то же время Мозырский НПЗ уже выпускает дизельное топливо, отвечающее стандартам Евро-4 и Евро-5. К тому же в нефтяной отрасли многое решает логистика. Мозырский НПЗ ближе других поставщиков расположен к украинскому рынку. Очевидно, что в ответ на эти заградительные пошлины на нефтепродукты Беларусь могла бы принять «зеркальные» ответные меры в отношении украинских производителей.

О готовности заставить Украину компенсировать понесенные потери в случае введения импортных пошлин на нефтепродукты заявили представители ЕС. По оценкам экспертов, экспорт нефтепродуктов из ЕС в Украину составляет порядка USD 1 млрд.

Конкуренция возрастет

Решение о введении заградительных пошлин активно лоббировали ряд российских компаний, а также местные финансовые круги, имеющее серьезное давление на украинское правительство.

Одесский НПЗ принадлежит ЛУКОЙЛу, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ контролируются структурами группы «Приват», Кременчугский НПЗ — «Укртатнафтой». Ранее в Украине была представлена также «Татнефть», но после корпоративного конфликта на Кременчугском НПЗ в 2007 г российские акционеры лишились своей доли в предприятии.

В числе главных лоббистов заградительных пошлин в Украине эксперты называют ТНК-ВР, которая владеет крупнейшим украинским НПЗ в Лисичанске. Сейчас ТНК-ВР принадлежит в Украине 150 АЗС в 13 регионах. Компания закупает по прямым договорам нефтепродукты стандарта у Лисичанского НПЗ, большая доля которого принадлежит самой российской компании.

Два года назад ТНК-ВР посчитало, что преимущество белорусских НПЗ из-за более льготных цен на нефть перед украинскими заводами в перерасчете на корзину светлых нефтепродуктов превышало 130 USD/т. В результате продукция украинских НПЗ на фоне импортеров была неконкурентоспособной.

Однако эти доводов оказалось недостаточно для введения импортных пошлин. Тем более, что в 2011 г условия поставок российской нефти в Беларусь были ужесточены из-за повышения в 4 раза премии российским нефтяникам.

Теперь же, надо полагать, российские компании умерят свою активность в отношении введения заградительных пошлин. Дело в том, что в 2010 и 2011 годах российские компании не перерабатывали нефть по давальческим схемам на белорусских НПЗ и были лишены возможности более активно развивать свои сбытовые сети в Украине за счет поставок нефтепродуктов белорусского производства. Хотя еще в 2009 г российские компании-давальцы поставили на украинский рынок порядка 1,5 млн. т нефтепродуктов.

С 2012 г российские компании получили возможность вернуться на давальческую переработку в Беларусь. В соответствии с недавними российско-белорусскими нефтяными соглашениями им предоставлена возможность перерабатывать на белорусских НПЗ до 50% всего объема поставленной нефти в Беларусь.

При этом в соответствии с топливно-энергетическим балансом Россия поставит в этом году в Беларусь 21,5 млн. т трубопроводным транспортом — на 3,5 млн. т больше, чем в 2011 г. Это позволит загрузить белорусские НПЗ российской нефтью под завязку.

Операторами по поставке нефти в Беларусь определены ОАО «Газпромнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «ТНК-ВР». С 2012 г эти компании получили возможность самостоятельно экспортировать нефтепродукты — от них требуется лишь обеспечить потребности своих АЗС в Беларуси. Так что теперь российские компании имеют все шансы активизировать свою работу в Украине.

В 2012 г украинский рынок уже начинает осваивать «Газпром нефть». Эта компания в текущем году начнет розничные продажи нефтепродуктов в Украине по франчайзинговой схеме, что позволяет ей минимизировать административные риски и при этом активно наращивать сеть АЗС за счет небольших операторов. Бензин и дизтопливо компания собирается поставлять в Украину с Мозырского нефтеперерабатывающего завода, где «Газпром нефти» на паритетных условиях с ТНК-ВР принадлежат 42,5% акций.

Достаточно широко представлена в Украине розничная сеть ЛУКОЙЛа, охватывает 24 региона Украины, где у российской компании уже 284 автозаправочные станции. Ранее нефтепродукты на свои АЗС компания поставляла с Одесского НПЗ. Однако этот НПЗ был остановлен более года назад по техническим причинам, поэтому ЛУКОЙЛ вынужден был закупать нефтепродукты у украинских производителей. Теперь же и этой российской компании будет выгодно поставлять топливо в Украину с белорусских НПЗ.

Таким образом, белорусские поставщики горючего уже скоро столкнутся в Украине со своими российскими партнерами по переработке нефти на отечественных НПЗ и одновременно конкурентами, которые теперь смогут более агрессивно бороться за лакомый украинский рынок.