28 августа. В этот день родился Александр Алексеевич Грицанов. Но в 2011 им пройден рубеж жизни и смерти. 21 марта его не стало. Он умер, но дух и дело его живут… В книжных магазинах продаются книги, которые подарил миру этот удивительный человек. «Рукописи не горят»… Можно много говорить, но настоящая память, как и нежность — немногословна.

Электронная книга вытесняет бумажную, но к последней всегда будут возвращаться и обращаться люди — те, кому дорого знание, душа, дух. Вечное возвращение…

Выход каждой книги серии «Гуманитарная энциклопедия» являлся и будет являться событием в культурной и научной жизни страны. Очень редко на белорусской земле появляются люди, преображающие мир и пространство вокруг себя. Александр Алексеевич — один из них, его вклад в развитие гуманитарного знания в пространстве кириллицы неоценим. Изменение общества, медийного, информационного пространства возможно только при изменении сознания массового человека — чем и занимался известный ученый, философ, энциклопедист Александр Грицанов. У Александра Алексеевича было много пристрастий в творчестве. «Постмодернизм» — одно из них.

Например, только в Московском журнале «Личность.Культура.Общество» РАН (гл. ред. Ю. М. Резник), им опубликовано свыше 15 монографий. Вот их перечень:

  1. Грицанов А.А.Отзыв на статью В. И. Разумова и В. П. Сизикова «Специфика объекта и метода социальной теории» // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 3-4 (42-43). С. 117-120.
  2. Грицанов А.А. Журнал как субъект культуры // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 3 (50). С. 641-644.
  3. Грицанов А.А. Социальное обаяние постмодернизма // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 3 (50). С. 692-696.
  4. Грицанов А.А. От культуры к метакультуре: из тени в свет // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 1 (53-54). С. 117-122.
  5. Грицанов А.А. Последний из могикан (заметки о статьях К. Х. Момджяна) // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 2 (55-56). С. 93-99.
  6. Грицанов А.А. О книге Т. Адорно «Введение в социологию» // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 3 (57-58). С. 426-440.
  7. Грицанов А.А. О книге В. В. Федорова «Теории электорального поведения» // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 4 (59-60). С. 423-429.
  8. Грицанов А.А. Феномен «малых сообществ»: от культурологической майевтики к дисциплинарной культурологи // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. Вып. 2 (63-64). С. 301-307.
  9. Грицанов А.А., Румянцева Т.Г.Эволюция отечественной социальной теории: от парадигмальности монистического типа к рамочной модели // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1 / Под ред. Ю. М. Резника. — М., 2007. С. 123-139.
  10. Грицанов А.А. Социальная реальность: осмысление основных парадигм модели // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. Вып. 1 (2) / Под ред. Ю. М. Резника. — М., 2008. С. 133-147.
  11. Грицанов А.А.Человек и его идентичность в современной культурологи// Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. / Под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. — М., 2010. С. 111-127.
  12. Грицанов А.А.Тоталитарная личность: актуализация идентичности// Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. / Под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. — М., 2010. С. 326-343.
  13. Грицанов А.А.Идентичность человека: прорыв в трехмерное пространство описаний// Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. / Под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. — М., 2010. С. 506-508.
  14. Грицанов А.А.Персональная рефлексия по поводу симпозиума// Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. / Под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. — М., 2010. С. 520-522.
  15. Грицанов А.А.Концепт «гражданское общество»: постмодернистская перспектива // Гражданское общество: теория и практика. Ежегодник. 2008–2009. Выпуски 2-3 / Под ред. Г. Н. Григорьева и Ю. М. Резника. — М., Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т; Независимый институт гражданского общества, 2009. С. 52-65.

Современный мир очень динамичен и быстро меняется… Грицанов сумел оставить после себя настоящую библиотеку знаний, не ту, которая сверкает неоновыми огнями, где удобно и красиво и не все туда ходят за знаниями, а библиотеку-текст, посещение которой сочтет за честь для себя просвещенный, европейский, образованный и мыслящий человек. Любимой книгой Александра Алексеевича была «Имя розы» Эко…

Но, что не менее важно, в земной жизни — это редкий, тонкий, глубокий и жертвенный человек, с благородной и отзывчивой душой, вместе с тем — сложный, взрывной, но, глубоко порядочный и очень родной человек для тех, кто знал его.

----------------------

Его желание ничего не упустить в жизни:
Все находится в движении, но обмена нет.
Ложь и иллюзии несут в себе большую правду,
реальное исчезает в гиперреальности…
Парадоксальные тезисы Жана Бодрийяра,
в том числе призывающие Забыть Фуко,
шокировали, раздражали, забавляли, сбивали
с толку. В тоже время у них было качество
(не говоря о качествах самого Бодрийяра,
его достоинстве, с которым он преодолевал
нищету во времена, когда жил в многоэтажке
в 13 округе, о его любезности, открытости,
любознательности, желании ничего не упустить
в жизни, и уж точно не омлет с белыми грибами!),
которое никто не отрицал: какая бы тема ни была затронута,
Бодрийяр говорил то, чего никто никогда раньше не говорил.
Он и вправду был одержим странным вопросом: что
делать, когда события опережают скорость смысла?
(Источник: «Liberation» Перевод Натальи Парусниковой)

Творческое и человеческое наследие Александра Алексеевича Грицанова огромно. Оно бесценно в силу того, что блестящий философ, публицист, ученый оставил после себя десятки книг в различных областях знаний.

Любой человек, кто хоть единожды попадал на его лекции, с первых же минут был захвачен фантастически завораживающим интеллектом Александра Алексеевича. Его образованность, харизма и удивительные данные человеческой личности меняли и искривляли любое пространство, где бы он ни появлялся. То, как он оперировал понятиями из очень обширных областей знания, каждый раз вызывало потрясение: как, здесь, на этой земле, родился человек с совершенно запредельными и уникальными интеллектуальными и духовными качествами. Он мог часами цитировать куски текстов и стихов, он задавал такие парадигмы изменения сознания, что после его лекций человек уходил другим — просветленным и с установками знать, познавать, работать, …

Он был первый, кто во времена перестройки организовал дискуссионный политический клуб «Философские четверги», тот, кто принимал активное участие в организации первых светских встреч со служителями церкви, митрополитом Филаретом. Он организовал выставку известного запрещенного белорусского художника А.Исачева, был инициатором и одним из организаторов первого конкурса красавиц в Минске, на котором победила Лика Ялинская (Агурбаш), был лектором общества «Знание», лекции которого всегда вызывали шок, удивление и потрясение. Было много передач на БТ тогда с его участием, правда Е. Рыбаков, опальный директор, в свое время многое удалил из архивов БТ.

Александр был романтиком — красивым, бесстрашным и вместе с тем очень ранимым человеком, воспитанным в духе благородного рыцаря, сформировавший себя сам в силу своих внутренних устремлений к совершенству, любви, познанию мира, преображению его с помощью мыслей и дел, борьбе с невежеством. Да, были ошибки… О его честности и благородстве, как, впрочем, и о злодействах ходили легенды. А то, почему, как и за что в его биографии были судебные процессы, думаю, станет понятно со временем. Но, он был смел, честен, благороден, умел рисковать, всегда в открытую разговаривал и с друзьями и с врагами. А их было немало.

Биография Александра Алексеевича сама по себе является захватывающим воображение триллером. То, что человек такого уровня не был окружен заботой в своей стране, а бесконечный сонм завистников и недоброжелателей помогали усугублять ситуацию, говорит о том, что человеческий материал здесь расходуется без сожаления. Любимой фразой Александра Алексеевича была: «Надо тщательнее подбирать себе друзей, враги подберут вас сами…». Он говорил, что во многом это могло бы быть эпиграфом к его жизни.

Его отсутствие на интеллектуальном поле страны будет ощущаться все больше и больше. Это — зияющее отсутствие, но при этом чем больше будет проходить времени, тем ярче и сильнее будет притягивать к себе масштаб его личности и понимание того, что сделано им за такую недолгую, полную самоотверженного труда жизнь.

Тексты Александра Алексеевича в любой области поражают широтой кругозора, умелой и очень точной постановкой цели и задачи и, главное, удивительной страстной фантастической, профессиональной формой написания. А ареол философских понятий, введенных им с учетом новых дискурсов, отражающих запросы очень быстро меняющейся реальности и информационного пространства огромен и поражает своей точностью и лапидарностью. Эти тексты материальны, они воздействуют на сознание, душу, совесть. Ибо они написаны человеком, прошедшим много тяжелых жизненных испытаний и узнавшего цену предательства, вероломства, жестокости, человеческого цинизма и коварства, но сохранившего веру в призвание и предназначение.

Александр Алексеевич по своему первому образованию — историк, которого с детства отличали пытливость ума, свободолюбие, жажда познания и стремление идти своей собственной дорогой, жить своим собственным умом. Еще в школе, тогда еще юный Саша обращал на себя внимание тем, что в равной мере он был силен и в математике и в физике, в химии и в биологии, в истории, свидетельством чему являются победы в различных Олимпиадах. Он посещал одновременно несколько разных кружков для одаренных детей и педагог каждого из них пророчил ему блестящую карьеру математика, физика, биолога, историка. Еще в школе он поспорил с преподавателем истории — директором школы — и в результате единственная «четверка» в аттестате была по истории. Но Александр Грицанов выбрал именно тогда для себя специальность «история» и поступил на истфак БГУ.

Он очень выделялся на фоне своих сокурсников и как результат — приглашение в аспирантуру факультета философии. Кандидатскую диссертацию он защитил в Москве, практически сразу после института, став самым молодым в СССР кандидатом философских наук, уже тогда проявив феноменальные способности мыслителя.

В чем-то разгадка такой глубины и силы личности Александра Алексеевича лежит в понимании характера литературного героя романа «Овод» Э. Л. Войнич — Артура Ривареса, тоже философа, не признававшего косность и догмат кого бы то и чего бы то ни было, боровшегося за свободу здесь и сейчас, на своей земле.

Александр Грицанов сумел создать и исполнить глобальный просветительский проект «Гуманитарная энциклопедия», не имеющий аналогов на постсоветском пространстве и, возможно, в мире. Он намного опередил свою время. Его мечтой было создание собственной философской школы. Исполинский замысел — собрать в рамках единого проекта «Международная гуманитарная энциклопедия» — тексты из различных областей знания– это стратегии трансляции всего лучшего, накопленного блестящими умами человечества с целью формирования новых путей эволюции человека и личности.