Разговоры о конструктивной оппозиции идут в Беларуси еще с прошлого века и уже стали обязательной частью политических выступлений высокопоставленных государственных деятелей. С другой стороны, постоянным спутником этой темы стала критика деструктивной или «так называемой» оппозиции, к которой особенно после старта программы «Восточное партнерство» стали относить и организации гражданского общества.

Сюжет о «плохих и хороших» с точки зрения власти политиках и политических организациях кочует из одного избирательного цикла в другой, обрастает новыми персонажами, но совершенно не добавляет ясности проблеме. Ситуация с «конструктивной оппозицией» в Беларуси напоминает историю с государственной идеологией: все слыхали, что она есть, но никто не может толком объяснить, что же это такое.

Самый титулованный ньюсмейкер белорусской политики А. Лукашенко одновременно является и главным хранителем знания о том, что такое конструктивная оппозиция, регулярно обращаясь этой теме в своих программных выступлениях. Если прислушаться к его высказываниям по этой теме на Всебелорусских народных собраниях за последние 11 лет, то можно пунктирно наметить перемены в отношения власти к ее внутриполитическим партнерам.

Десять лет в тени государства

На втором ВНС в 2001 году президент подчеркивает, что первостепенной задачей для Беларуси является укрепление государственности, а гражданское общество и политические партии должны сыграть в этом вспомогательную роль и помочь государству сохранить и преумножить стабильность: «Если мы не убедим людей, что они должны поддержать нас на этом переломном этапе — мы никогда не удержим власть».

В 2006 году стиль выступления радикально меняется. В апогее знаменитого «нефтяного оффшора» А. Лукашенко может себе позволить на очередном Всенародном сходе триумфально объявить о том, что «государство обрело стабильность» и приветствовать партии, которые готовы работать «в интересах народа», а также структуры гражданского общества.

Тогда же перед о конструктивной оппозицией и «правильным» гражданским обществом ставится менее ответственная, но все-таки важная цель: обеспечить дополнительную опору укрепившемуся белорусскому государству. Нужно заметить, что под гражданским обществом государство имеет в виду «местные Советы, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации».

В 2008 году в мире начинается экономический кризис, а в Беларуси уже полным ходом идет болезненный пересмотр взаимоотношений с Россией по оплате энергоресурсов. Клубок экономических проблем становится все большим, поэтому в 2010 году президент позволяет себе редкую откровенность. Важно, что это происходит не на декабрьском Всебелорусском народном собрании, а на другом мероприятии за три месяца до этого.

Подпорка для рейтинга

16 сентября 2010 г. в Минске проходит 6-й съезд Федерации профсоюзов Беларуси, на котором с докладом по традиции выступает и президент. Как обычно, говоря о гражданском обществе и новых политических партиях, глава государства в очередной раз предупреждает, что определять их развитие в Беларуси должна «сама жизнь».

Из дальнейших слов этой фактически предвыборной речи А. Лукашенко становится ясно, почему «сама жизнь» заставляет бессменного белорусского президента обращаться за дополнительной внутренней поддержкой. Ответ прост — снижение рейтинга.

Скрепя сердце и с поправкой на объективные обстоятельства мирового кризиса, А. Лукашенко практически сквозь зубы признает, что экономическая обстановка в стране «не способствует, как говорят, повышению рейтинга Президента за последнее время».

Это признание дорогого стоит хотя бы потому, что президент дал понять, что знаком с данными негосударственных социологических служб. Как следует из ежеквартальных исследований НИСЭПИ, электоральный рейтинг А. Лукашенко действительно резко снизился после предвыборной накачки в 2006 году и в кризисный период с 2008 по 2010 гг. стабильно держался на уровне 40%. Данные исследований НИСЭПИ на протяжении 10 лет позволяют наглядно продемонстрировать причину беспокойства президента:

На графике хорошо видно, что из президентской гонки в 2010 г. А. Лукашенко вышел гораздо более ослабленным, чем 5 лет назад. Поэтому не удивительно, что в сентябре 2010 г. глава государства задавал делегатам съезда ФПБ практически тот же вопрос, что и 8 лет назад на 4-м внеочередном съезде ФПБ в сентябре 2002 г.: «Что вы можете дать государству, где подставите плечо, какую сферу ответственности примете на себя?» (обратите внимание на значение рейтинга в 2002 г.)

Скорая конструктивная помощь

Другими словами, белорусский президент сегодня остро нуждается в «конструктивном подходе». Занятно, что эти слова звучат не на каком-нибудь собрании без двух минут партии «Белая Русь». Президент все еще не хочет рисковать и вступать в близкие отношения с партиями, но уже открыто говорит о своей главной проблеме активу хорошо знакомой и проверенной временем профсоюзной организации.

Кроме восстановления авторитета главы государства перед руководством страны стоит не менее сложная задача экономической модернизации, о которой не раз шла речь на последнем Всенародном собрании. Судя по докладу М. Мясниковича и его дальнейшим выступлениям, модернизировать экономику придется за счет «внутренних ресурсов», т. е. попросту больше экономить и в нужных местах затягивать пояса.

Недавние рекомендации Минтруда и соцзащиты по оптимизации численности персонала на предприятиях подтверждают, что белорусскому государству в срочном порядке требуется то самое «плечо», чтобы разделить ответственность за непопулярные меры. И не даром глава государства, как бы извиняясь, говорит, что раньше у него не было времени заниматься партийным строительством.

Сегодня такая нужда может возникнуть, и срочно понадобится кто-то, кто мог бы, например, «когда появятся новые предприятия, предложить организованно работающим людям на МТЗ перейти на новые производства» (из выступления президента на 6-м съезде ФПБ). Причем сделать это должен, видимо, тот, кому рабочие МТЗ (или другого крупного предприятия) доверяют не меньше, чем президенту.

Кастинг объявлен

Следует отдать должное коллегам главы государства — они чутко внемлют его словам и готовы протянуть руку помощи. 16 марта зампредседателя «Белой Руси» С. Пигарев в газете Администрации президента «СБ» заявил подробно рассказал о том, что организация собирается активно участвовать в парламентских выборах 2012 г. В меру сил протягивает свою руку и Белорусский республиканский союз молодежи, который недавно распространил обращение к мировой общественности с осуждением международного давления на Беларусь.

У А. Лукашенко была возможность красиво уйти и остаться в истории Беларуси президентом большинства. Судя по динамике народной поддержки, уже сегодня он таковым не является, а оставшийся кредит доверия продолжает таять с каждым новым решением белорусского Нацбанка по регулированию валютного рынка.

Совершенно понятно, что белорусский президент и возглавляемая им вертикаль не хотят делиться властью, а ищут возможность разделить груз навалившейся ответственности. Со своей стороны, соискатели на должность конструктивной оппозиции тоже не лыком шиты, бывали на МТЗ и понимают, во что им предлагают ввязаться. Поэтому если в Беларуси, наконец, и возникнет конструктивная партийная оппозиция, то это произойдет в ходе обмена власти на часть ответственности перед избирателями, причем этот обмен произойдет только внутри самого государства. Делиться с посторонними там не принято.