Провалом завершились 25 и 26 ноября повторные конкурсы по продаже госпакетов акций 5 открытых акционерных обществ, которые проводились при консультационной поддержке МВФ и ВБ. Особое внимание к этим конкурсам было обусловлено тем, что они готовились в рамках пилотного приватизационного проекта, который так долго обсуждали правительство Беларуси и МВФ.

На конкурсах Госкомимущесто Беларуси собиралось продать госпакеты акций ОАО «Бархим» и «Речицкий текстиль», «Бобруйский машиностроительный завод», «ВолМет» и «Лидский литейно-механический завод». В случае успеха ГКИ собиралось увеличить перечень госпакетов для продажи, поскольку, как отмечалось, белорусский бюджет нуждается в дополнительных финансовых поступлениях.

Перечень первой «пятерки» был подготовлен Госкомимуществом совместно с МВФ и ВБ. Впервые в истории отечественной приватизации помощь в подготовке к продажам предприятий участвовали иностранные компании, получившие статус инвестиционных агентов — компания «Эрнст энд Янг», частное предприятие «КПМГ» и ЗАО «Инвестиционная компания „Юнитер“.

Однако дважды в этом году конкурсы потерпели фиаско. Почему в Беларуси не сработали рекомендации международных консультантов? Будут ли исправлены ошибки, допущенные в ходе пилотной продажи первой «пятерки»? Эти вопросы остаются риторическими.

Что касается Госкомимущества, то там считают, что сейчас условия продажи госпакетов акций достаточно либеральны: конкурсы проводятся открыто, к покупке акций допускаются как физические, так и юридические лица, в том числе нерезиденты Беларуси, перечень документов для участия в торгах минимален. Кроме того, цена за акции была установлена в размере их балансовой стоимости, т. е. по реальной стоимости имущества обществ.

Впервые к подготовке конкурсов были привлечены инвестиционные агенты. Мировой опыт говорит, что это — эффективный способ найти для них инвесторов. Однако в Беларуси этот опыт использовали по-своему. Согласно «Положению о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на предоставление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» инвестконсультанты должны работать бесплатно. Платить им за услуги должен покупатель, то есть потенциальный инвестор. Получается, что у инвестагентов просто нет денег для того, чтобы заниматься предпродажной подготовкой предприятий.

Оценки акций по балансовой стоимости, на что обращает внимание ГКИ, то это не означает, что это и есть их рыночная оценка. Следует также отметить, что согласно белорусскому законодательству балансовая оценка акций не может быть ниже рыночной. Неудавшуюся «пилотную пятерку» оставят для инвесторов в листе ожидания.

Теперь ГКИ разрабатывает проект по продаже госпакетов новой «пятерки». Как отметил Г. Кузнецов, ведется работа по определению предприятий для приватизации в соответствии с международной практикой. Методологию отбора новой «пятерки» предложил МВФ. Это должны быть прибыльные предприятия, не зависящие от государственных субсидий, с небольшим количеством работников (менее 3 тыс. человек). Объекты социальной сферы, находящиеся на балансе новых претендентов, не должны превышать 10% активов предприятия.

Заявлено, что организацией продажи акций новой «пятерки» будет заниматься госучреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (НАИП), которое привлечет для этих целей также финансовых консультантов. Как предполагается, прежде чем объявят конкурсы, НАИП проведет предстартовую подготовку предприятий: финансовую отчетность претендентов приведут в соответствие с международными стандартами, будет обеспечена необходимая реклама, будет проанализирован рынок и, наконец, сформированы наиболее оптимальные с точки зрения интересов предприятий условия продажи акций.

Предложение подключить НАИП к продаже госпакетов новой «пятерки» не является новацией — согласно начальным планам, Агентство уже в ноябре 2009 года должно было заниматься подготовкой к приватизации первых 5 предприятий). Следует напомнить, что проект новой для Беларуси приватизационной структуры обсуждался в течение всего 2009 года, но создать агентство удалось только весной этого года.

Указ N 273 о создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» А. Лукашенко подписал 25 мая. Белорусские власти уложились в срок: новая структура была создан до 1 июня, как и обещали МВФ в этом году правительство и Нацбанк Беларуси. После выхода указа официально заявлялось, что в стране формируется специализированная организация по комплексному сопровождению инвесторов (прежде всего иностранных). Говорилось, что новый статус позволит агентству стать для инвесторов «одним окном», а также повысить эффективность проведения приватизации и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.

Именно так и презентовал новую приватизационную структуру премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский 17 ноября выступая на Белорусском инвестиционном форуме во Франкфурте-на-Майне. По его словам, инвестор может получить от НАИП полный пакет услуг: от консультирования и информирования до непосредственного сопровождения реализации инвестиционного проекта.

Однако неужели усилия международных организаций, направленные на запуск в Беларуси системной прозрачной приватизации, сводились только лишь к созданию в стране агентства, которое должно стать «одним окном» для инвесторов? Стоило ли на это делать, если в Беларуси уже существует структура с аналогичными функциями — Национальное инвестиционное агентство, которое создано при Минэкономики?

Напомним, создать Агентство по приватизации — новую для Беларуси приватизационную структуру — предложили международные организации. МВФ в 2009 году принял решение увеличить финансирование программы stand-by для Беларуси на 1 млрд. USD — до 3,52 млрд. USD. Но это решение было обусловлено принципиальным условием: в стране должна начаться реальная приватизация, которая будет способствовать структурным реформам в экономике. Ведь без таких реформ, направленным на повышение эффективности отечественной экономики, Беларуси в перспективе будет сложно рассчитаться за взятые кредиты. При этом МВФ и ВБ хотели помочь белорусскому правительству организовать этот процесс в соответствии с международными стандартами на прозрачной конкурентной основе.

Приватизацией в Беларуси занимается Госкомимущество, хотя сегодня оно не имеет необходимых полномочий и ограничено в инструментах. Между тем, в соседних европейских странах приватизацией крупных предприятий занималось одно ведомство — Фонд или Агентство, наделенные полномочиями, а прерогативой местных муниципалитетов являлась приватизация сферы услуг, недвижимости и т. д.

Международные эксперты, исходя из международного опыта, предложили белорусским властям создать Агентство по приватизации. Если бы белорусские власти наделили его реальными полномочиями, оно с помощью опытных консультантов могло бы придать приватизации в Беларуси системный и конкурентный характер. А это в свою очередь стало бы для потенциальных инвесторов серьезным позитивным сигналом. Однако предложенная МВФ и ВБ идея была принципиально скорректирована еще на самом старте создания агентства. О том, чтобы передать новому агентству какие-либо полномочия по распоряжению имуществом, изначально речь даже не шла.

Спустя полгода после своего создания НАИП так и не заработало, поскольку не утвержден пакет документов, регламентирующих его деятельность. Дважды в этом году правительство вносило в Администрацию президента на согласование проекты документов по НАИП, но оттуда их возвращали на доработку. Не исключено, что старт НАИП затормозился по элементарной причине. Власти задались вопросом: а зачем создавать еще одну приватизационную структуру-дублера?

В ходе совещания 15 ноября, которое было посвящено вопросам создания НАИП, А. Лукашенко прямо спросил: а не повторит ли новое агентство ошибок своего предшественника, на основе которого оно создается — то есть Национальное инвестиционное агентство? Согласно замыслу, НАИП должно подчиняться правительству Беларуси и подконтрольно наблюдательному совету в составе 40 человек (из них 12 — это министры ключевых министерств), а сам совет должен возглавить премьер-министр.

Не будет ли агентство еще одной бюрократической структурой, которая не упростит, а усложнит путь инвесторов в белорусскую экономику, — спросил А. Лукашенко. Не ляжет ли эта структура дополнительным бременем на республиканский бюджет? И главное: что даст стране эта структура в ближайшее время и в перспективе? «Скажу откровенно: до сих пор не убежден, что мы поступаем правильно, копируя чужой опыт, что оно нам обязательно поможет продвинуть инвестиции», — сказал А. Лукашенко.

О копировании какого опыта говорил А. Лукашенко, непонятно. Но он фактически сам подтвердил, что создание новой структуры ничего не изменит в экономической политике страны. «Менять мы ничего не намерены, тем более жизнь подтвердила, что это правильная политика — точечная приватизация. Не всеогульная, а точечная, — заявил А. Лукашенко. — Политика приватизации определена, и, пока я президент, я никогда не пойду на то, чтобы осуществлять приватизацию так, как это было у наших соседей».

Это и есть ответ на основной вопрос: зачем в Беларуси создается новая приватизационная структура. Очевидно, что белорусские власти по-прежнему боятся структурных реформ и поэтому сама концепция НАИП еще на этапе его формирования была выхолощена до такой степени, что стала напоминать своего клона — уже существующее Национальное инвестиционное агентство, без реальных полномочий и инструментов. Ясно, что такая структура не способна повлиять на приватизационную и инвестиционную политику в стране.

Справка.

Правительство Австрии выделило грант в сумме 5 млн. USD для создания трастового фонда в поддержку приватизации в Беларуси. Получателем средств станет правительство Беларуси. За счет его денег будет оплачиваться работа внешних финансовых консультантов, которых предполагается привлекать для организации тендеров по приватизации предприятий.

Сейчас обсуждается трехстороннее соглашение между правительствами Австрии, Беларуси и Всемирным банком, в котором будут закреплены обязательства сторон по использованию средств фонда. Техническое содержание соглашения уже обсуждалось и было согласовано с представителями Министерства экономики во время визита специалистов ВБ в Беларусь в сентябре этого года. Сейчас документ находится в финальной стадии подготовки.