Последние месяцы ознаменовались беспрецедентной силовой активностью властей. Тут и скандал с «Союзом поляков», и судебные процессы, которые Евросоюз однозначно определил как политические, и преследование журналисток в рамках «дела Коржа», и последние события вокруг движения «Говори правду», социологической лаборатории НОВАК и т. д.

Большинство экспертов практически единодушно связывает это с фактически начавшейся президентской компанией. Так в интервью Deutsche Welle Андрей Вардомацкий, директор лаборатории НОВАК, в офисе которой 18 мая был проведен обыск, говорит о том, что все это является штатной ситуацией в предвыборное время в Беларуси.

Обыски, которые 18 мая проходят у активистов гражданской инициативы «Говори правду!», связаны с началом президентской кампании, считает юрист и правозащитник Валентин Стефанович. «Это очень напоминает события перед президентскими выборами 2006 года, когда по всей Беларуси прокатились обыски в офисах неправительственных организаций по постановлению прокуратуры по уголовному делу по „Партнерству“, — отмечает Стефанович.

Это без сомнения так. Но есть и другие объяснения, вернее дополнения. Ведь президентская компания не объясняет нарочитую публичность силовых акций власти (включая казни, осуществленные вопреки просьбам ООН). Силовая активность росла и перед прошлыми выборами, но тогда ее не старались сильно афишировать, ныне же явно выражен показательный аспект. В своем блоге Светлана Калинкина отмечает: «Действительно, нормальному человеку происходящее может показаться слишком вызывающим, демонстративно наглым, театральным, нарочитым. У нас ведь есть закон об оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с которым спецслужбы могут войти в любой офис, в любую квартиру и тихо, без шума осмотреть там все, что угодно, — и компьютеры, и бумажки. Но нет, они врываются в бронежилетах, в масках, чтобы это было как можно эффектнее, как можно заметнее. Или еще более вопиющий пример — приведение в исполнение двух смертных приговоров в то время, когда даже структуры ООН просили официальный Минск повременить с расстрелами, поскольку еще даже не закончена официальная процедура обжалования приговоров» (Светлана Калинкина, livejournal.com).

Вот этот аспект вызывающей публичности и требует дополнительного объяснения. Для того, чтобы это сделать, отклонимся немного в сторону.

Известно, что недавно северокорейцы потопили южнокорейский корвет. На первый взгляд, такая агрессивность может показаться необъяснимой, тем более, что Южная Корея поставляет рис в качестве гуманитарной помощи постоянно голодающему населению Северной Кореи. Но вот какое интересное объяснение этому феномену встретил на «Эхе Москвы»: «Скажите, а зачем Северная Корея в ее теперешнем состоянии экономическом, там, политическом, зачем она пошла на эту провокацию? В.ЕВСЕЕВ: Ну, во-первых, она привлекла к себе внимание. А Северную Корею забывают. Северная Корея что-то находит, чтобы обратить внимание, почему? Северная Корея — государство, которое не может существовать самостоятельно… Она существует, в основном, за счет того, что получает из Китая и в меньшей степени со стороны Республики Корея. Вот это, благодаря чему она живет. И когда о ней забывают, она пытается как бы напомнить о себе. Ну, я думаю, что это было плохое напоминание о себе».

Кто обратил бы внимание на Северную Корею, если бы не ее выходки? Не более чем на какие-нибудь Бенин, Белиз или Бангладеш. Кто с ходу вспомнит, какое из названных государств находится в Африке, какое в Америке, а какое в Азии? Северную Корею знают почти все, хотя в экономическом плане она не лучше вышеназванных государств. Ведь Северная Корея реально предложить миру практически ничего не может, но и самостоятельно прожить уже не может. Вот она и торгуется вокруг своей ядерной программы, которую то замораживает, то размораживает.

Примерно тоже самое происходит и с Беларусью. Вес государства в мировой политике и экономике незначительный — так что только за счет эпатажа на нас и обращают внимание. Вот, например, швейцарские экономисты опубликовали ежегодный рейтинг конкурентоспособности мировых экономик. В обзоре бизнес-школы IMD фигурируют 58 стран мира. Беларусь, как и в других альтернативных рейтингах, опять не упоминается. Венесуэла упоминается, а вот Беларуси на экономической карте мира эксперты как бы не замечают. Нам ведь, кроме калийных удобрений, предложить миру особенно нечего. Вернее все остальное, что мы можем предложить, на мировом рынке есть, причем в избытке. Следовательно, чтобы «протолкнуть» на мировой, а в последнее время даже российский рынок, наши товары, нужно выдержать серьезную конкуренцию. А конкурировать мы не умеем, да и, в общем, учиться не хотим.

Кроме того, нас, как и Северную Корею, стали «забывать». Или же, как мне кажется, стали притормаживать отношения, в том числе и экономическую поддержку в ожидании результатов выборов. Но нам деньги нужны до выборов, а не после. И «победы» на «западе» и на «востоке» нужны до выборов. Вот и приходится привлекать внимание и «активизировать диалог» по образцу Северной Кореи. Но это действительно плохой способ привлечения внимания и провальный способ ведения диалога.

Подобным же образом капризная женщина закатывает скандал, когда замечает, что ею пренебрегают. Иногда это помогает, вернее, до определенного момента, а потом, как правило, приводит к разрыву, особенно если кавалер уже начал засматриваться на других. В нашей ситуации и «запад» и «восток» уже начали засматриваться на других, капризы и скандалы уже надоели. Но это еще больше нервирует и провоцирует скандалы. Но, поступая таким образом, наша власть очень сильно рискует.

Глава делегации Европарламента по связям с Беларусью, польский депутат Яцек Протасевич осудил «политически мотивированные» обыски, проведенные 18 мая у активистов гражданской кампании «Говори правду!», и призвал Еврокомиссию и Совет ЕС рассмотреть возможность заморозить контакты с белорусскими властями на высоком уровне, а также поставить финансовую помощь стране в зависимость от соблюдения прав человека, национальных меньшинств и свободы выражения. Россия тоже не бросилась осыпать деньгами кандидата от власти, наоборот — напомнила о растущих долгах за газ. Возможно, это просто совпадение, но напоминание о долгах (в достаточно резкой форме) поступило именно после последних событий. То есть это своего рода намек на то, что оплачивать очередную «элегантную победу» Лукашенко Россия не собирается. Сомневаюсь я и в том, что заинтересовавшись нашими силовыми «шоу», в Беларусь, сломя голову, бросятся «западные» инвесторы. Скорее всего, будет наоборот. Так что, похоже, скандал не дал ожидаемого результата.

В силовом развитии событий содержится еще одна опасность. Можно заиграться в эти игры и довести ситуацию до такого состояния, когда реформы станут уже невозможными без разрушения системы до основания. Что уже наблюдается в Северной Корее. Там не так давно попытались провести определенные, очень незначительные «рыночные реформы». Однако это едва не привело систему к катастрофе. Пришлось назначенного «автора реформ» срочно расстрелять, а реформы фактически отменить. Это как сгнивший дом, который долго не ремонтировали. Если начать ремонт, то такой дом просто развалится. Если не трогать, то какое-то время еще простоит. К аналогичному состоянию приближается и Беларусь. Без реформ в видимой перспективе систему ожидает крах — это власти уже осознали. Однако, если с реформами помедлить еще полгода-год, то реформы — тоже гибель. Останется играть роль Северной Кореи в Европе — получать гуманитарную помощь и привлекать к себе внимание эпатажными выходками.