Недавняя «война» вокруг белорусских поляков у всех на слуху. Опустим политические последствия недавних событий — об этом написано много, поговорим о последствиях экономических. Об этом тоже упоминалось в различных материалах — как бы вторым планом. Между тем хотелось бы заострить внимание именно на этом вопросе, поскольку он может оказаться отнюдь не второстепенным.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что собственно политические эффекты событий вокруг «польского меньшинства» могут оказаться не самыми серьезными. Считается, что Евросоюз «увяз» в процессе «нормализации» отношений с руководством Беларуси и уже не выйдет из этого процесса. Якобы именно поэтому белорусские власти и игнорирует его официальные заявления по «польскому вопросу». Например, бывший спикер Верховного Совета республики Станислав Шушкевич заявил газете «Комменсант», что «Польша стала заложницей своей политики либерализации в отношениях с режимом Лукашенко», а лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников напомнил, что Минск в последнее время уже давал несколько серьезных поводов для ответным мер, но всякий раз польские и европейские политики делали вид, что ничего не происходит («Ъ» от 18 февраля 2010).

В принципе, примерно так события и развиваются. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что эта тема была в повестке дня дискуссии глав внешнеполитических ведомств 27 стран союза, сообщает «Интерфакс». «Эти события означают шаг назад в наших отношениях, — подчеркнула она. — ЕС в последнее время продемонстрировал значительную открытость в привлечении Беларуси, в том числе включив ее в политику Восточного партнерства». По словам Эштон, тема санкций в отношении Беларуси не обсуждалась. Да, политический диалог с Беларусью Евросоюз не прервут однозначно, но и вперед дело вряд ли двинется.

А вот на экономическом «фронте», как лично мне кажется, не все пройдет для наших властей столь же гладко. А мы ведь рассчитывали на более плотную экономическую интеграцию с Европой, грезили о массовых поставках наших товаров на европейские рынки, ожидали потока инвестиций из Европы в нашу экономику, вплоть до того, что говорили чуть ли не о едином европейском экономическом пространстве. Даже вполне официально заявляли, что вступаем в «Восточное партнерство» не ради политического «диалога» или, скажем, «демократизации», а исключительно из экономических соображений. Как мне кажется, всего этого уже не будет, во всяком случае, в ожидаемых нашими властями масштабах и в обозримой перспективе.

Руководители ЕС могут, разумеется, со временем забыть о произошедшем и даже интенсифицировать процесс «интеграции»… Но власти ЕС — это не бизнес ЕС. Это у нас политики командуют бизнесом, а в Европе это не так.

Поспособствовали ли последние события привлечению европейского капитала в Беларусь? Поспособствовали ли они открытию польского и европейского рынка для белорусских товаров? Как представляется, все наоборот. Таким образом, даже если формальное примирение с европейскими политиками и произойдет, к росту инвестиций в нашу страну это не приведет. Даже если политики Евросоюза и будут призывать активнее инвестировать в Беларусь, инвестор, если он в здравом уме, пока к нам идти повременит, как мне кажется. Бизнес скандалы не любит. Несмотря на заверения, что европейские инвесторы чуть ли не очередь занимают за разрешениями дать нам деньги, лондонский и минский инвестиционные форумы показали, что это, мягко говоря, не совсем так. Есть другие примеры.

Выставленные на продажу акции белорусских ОАО дожидаются новых владельцев. А те не торопятся. В прошлом году были реализованы лишь два госпакета. Первая сделка — продажа БПС-Банка российскому Сбербанку — широко освещалась в прессе. Вторая была скромной и тихой (в информационном отношении). 47,9% акций «Борисовбытспецсервиса» выкупил у государства коллектив этого предприятия. В утвержденном Советом Министров списке осталось 155 ОАО, акции которых планировались продать в 2008–2010 годах. Пока реальные предложения, как рассказали мне в Госкомитете по имуществу, есть по трем позициям. Это минский завод «Продмаш» (его акции уже выставлялись на торги в прошлом году, но покупателя не нашлось. В этом году, полагают в Госкомимуществе, сделка с 99%-м пакетом «Продмаша» должна состояться), а также ОАО «Жлобинский карьер формовочных материалов» и горецкое ОАО «Типография БГСХА». Не густо.

Мы же надеемся, что после скандала «западные» инвестиции пойдут к нам рекой. Вот еще в самый разгар «войны» делегация Могилевской области во главе с заместителем председателя облисполкома Виктором Некрашевичем принимает участие в работе 17-го регионального экономического форума в г. Торунь (северная Польша). Лозунг мероприятия — «Европейское восточное партнерство». В состав белорусской делегации, которую сопровождает генеральный консул Беларуси в Гданьске Руслан Есин, вошли представители субъектов хозяйствования и местной администрации. Форум посвящен вопросам регионального экономического сотрудничества в Центральной и Восточной Европе, в частности в области энергетики и использования альтернативных источников энергии, экологии, реализации инфраструктурных проектов, взаимного использования опыта в сельском хозяйстве, роли малых и средних предприятий в экономике стран и др. Заместитель председателя Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич ознакомил участников встречи с экономикой и инвестиционными возможностями региона, призвав польские компании к более активному инвестированию в экономику Могилевщины. Все это замечательно, но я сильно сомневаюсь в интенсификации потока польских инвестиций в Беларусь, да и вообще в интенсификации потока «западных» инвестиций вообще.

Еще раз повторюсь: бизнес, в отличие от нашей власти, скандалов не любит. А тут получился скандал «вселенского» масштаба. Так что лично я прорывов на «западе» не ожидаю. Между тем ситуация здесь и так не радужная. Белорусский экспорт на западном направлении просел, причины чего достаточно очевидны. Падение цен на нефтепродукты, снижение спроса, спровоцировавшее падение цен на калийные удобрения до отметки, при которой их экспорт оказался совершенно невыгодным, в основном и обусловили неудачу нашей экспансии на мировой рынок. При этом произошло и резкое сокращение чистых валютных поступлений от внешнеторговых операций, поскольку положительное сальдо торговли с западными странами уменьшилось за год втрое, как сообщает газета «Белорусы и рынок».

Как ни странно, «польские события» не приведут к дополнительным дотациям и со стороны России. Может быть даже наоборот, необходимость в том, чтобы «перекупить» дрейфующего на Запад «союзника» стала меньше, поскольку «союзник» сам сделал этот дрейф весьма проблематичным. Понятно, что политические контакты будут происходить, но риторика без финансовой поддержки никого не впечатляет — значит, и тратится особой необходимости пока нет.

Таким образом, последствия белорусско-польской «войны» могут оказаться весьма драматическими для экономики, даже если политические последствия будут минимальны.

Похоже, белорусское руководство в самом деле не понимают, что репутация нарабатывается годами, а инвестиционная репутация страны — десятилетиями, но потерять ее можно буквально в один день.

Обсудить публикацию