/Царица наук/

Считаем объективно, потребляем субъективно

«Почему жизнь дорожает?» — задали вопрос армянскому радио. «Потому что жизнь — это не предмет первой необходимости», — ответило армянское радио».

Этот старый анекдот приходит на память при ознакомлении с динамикой индекса потребительских цен (ИПЦ) в Беларуси. Данные за прошлый год, когда зафиксированы рекордно низкие темпы его роста, в этом плане особенно интересны.

Усредненный ИПЦ скрывает реальность

Для вхождения в курс дела ознакомим читателя с методическими положениями Минстата, который проводит ценовой мониторинг и снабжает пользователей данными об инфляции: «Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс потребительских цен является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции. Для определения индекса потребительских цен отобрано более 350 наименований товаров, товарных групп и видов услуг, характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения.

Регистрация цен и тарифов регулярно осуществляется в 31 городе по представительной выборочной совокупности отобранных предприятий государственной торговли, потребительской кооперации, на городских и неформальных рынках, в предприятиях сферы услуг различных форм собственности.

Структура фактических потребительских расходов населения по республике определяется на основании информации о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг, получаемой в результате выборочного статистического обследования домашних хозяйств за предыдущий год».

Отметим, что избранные для анализа 350 видов и групп — это практически каждый новый день новая группа или вид. Но ведь далеко не каждый день мы покупаем что-то новенькое. Телевизор, холодильник, стиральная машина, мебель — все это служит домохозяйству много лет. Одежда и обувь — это тоже не каждодневные приобретения, но и они входят в структуру фактического потребления домохозяйств. Но самым решительным образом эту структуру определяют продукты питания, а среди них — хлеб, картофель, кефир, молоко, колбасные изделия, но отнюдь не копчености, овощи, фрукты.

С учетом этого обстоятельства ценовая цифирь выглядит не так уж и радужно. Можно даже сказать, что усредненный статистический ИПЦ имеет мало общего с реальной жизнью, он не столько отражает ее движение, сколько скрывает его.

Судите сами. По данным Министерства статистики и анализа, индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2004 г. по сравнению с ноябрем 2004 г. составил 102,1%, с декабрем 2003 г. — 114,4%, в среднемесячном исчислении с начала года — 101,1%, что соответствует прогнозу на 2004 год (101,1 — 101,4%).

Хорошо, конечно, что соответствует. Но по данным того же Минстата, в декабре 2004 г. по сравнению с предыдущим месяцем выросли цены на говядину, свинину, сало, колбасу варёную, творог жирный, сыр твердый, яйца на 2-3%, молоко — на 4%, кефир — на 4,9%, сельди — на 5,2%, рыбу мороженую — на 5,7%. Мука пшеничная подешевела на 2%, крупа пшенная — на 2,1%. Свекла подорожала на 3,2%, лук репчатый — на 3,5%, картофель — на 4,6%, капуста свежая — на 13,2%, огурцы свежие — на 27,6%, помидоры свежие — на 44,3%, яблоки — на 8,3%, бананы — на 11%.

То есть цены продуктовой составляющей потребительской корзинки в росте намного обогнали ИПЦ. Но именно эта статья — главная в структуре потребительских расходов домохозяйств. По данным обследования домашних хозяйств в 2003 году (представляется, что существенных изменений за прошлый год не произошло), в структуре потребительских расходов белорусских семей на статью «продукты питания и питание вне дома» приходилось 47,9% денежных расходов, 9,2% — уходили на одежду и обувь, 5,3% — на предметы личной гигиены и здравоохранение, 11,1% — на услуги ЖКХ. Остальными тратами для удобства счета можно и пренебречь. Например, на мебель приходился 1% денежных расходов, на «культуру, отдых и спорт» — 1,9%.

Разумеется, приятно слышать о том, что «Горизонт» с «Витязем» устанавливают рождественские скидки на свои суперсовременные аппараты, но телевизоры покупают не часто. А в некоторых семьях (приходилось видеть) их собирают собственноручно: из нескольких еще черно-белых делают один «условно годный». Что это такое, можно судить по сообщениям МЧС, согласно которым значительное число устаревших во всех отношениях бытовых приборов является причиной пожаров.

В годовом измерении картина еще разительнее. В декабре 2004 г., говорится в отчете Минстата, по сравнению с декабрем 2003 г. цены на рис, рыбу мороженую, молоко, кефир, творог жирный выросли на 20-23%, муку пшеничную, макароны, колбасу вареную I сорта, сельди — на 25-27%, крупу манную — на 30,9%, говядину I категории — на 35,5%, свинину — на 42,5%, сало — на 46,3%. Крупа пшенная подешевела на 17,8%. Морковь подорожала на 23,6%, помидоры свежие — на 25,4%. Цены на картофель снизились на 9,9%, лук репчатый — на 15,4%.

Таким образом, подешевели только «пшенка», картошка да лук. Продукты, разумеется, ценные, но для организации здорового питания явно недостаточные.

Кто разделил рынок?

Не может не удивлять и колоссальный разброс цен на продукты в разных городах, нетипичный для такой маленькой страны, как Беларусь, нетипичный для рыночной экономики, в которой устанавливаются примерно равные цены на одни и те же товары благодаря свободной в конкуренции. По данным Минстата, средняя цена по Беларуси на говядину I категории на конец декабря 2004 г. составляла 5.970 рублей и колебалась от 5000 — 5250 рублей в Гомеле, Светлогорске, Рогачеве, Ошмянах, Борисове до 6320 — 6750 рублей в Орше, Минске, Бобруйске, Климовичах.

Свинина «в среднем» стоила 6.640 рублей. Самые низкие цены были в Мозыре, Гродно, Волковыске, Щучине, Ошмянах, Чаусах (4.900 — 5.840 рублей), наиболее высокие — в Глубоком, Борисове, Березино, Бобруйске, Горках (7.030 — 8.750 рублей).

Примерно такой же разброс статистика зарегистрировала и по другим продтоварам. Капуста свежая «в среднем» стоила 360 рублей за килограмм (в Верхнедвинске — 220, в Молодечно — 450 рублей); лук репчатый — 780 рублей (в Столине — 530, в Горках — 1.130 (!) рублей); картофель — 310 рублей (в Столине — 160, в Чаусах — 500 рублей).

Таким образом, в зависимости от местоположения рынка единица одного и того же товара может быть реализована и в 1,5 и даже в 3 раза дороже. Как бы поступил нормальный коммерсант в условиях компактного нормального рынка, получив такую информацию о ценах? Правильно, загрузил бы фургон, второй и отправился из Столина в Бобруйск или еще в какой-нибудь дорогой город. Но наш коммерсант, судя по всему, явно «ненормален». Или он не интересуется информацией о ценах, или у него нет необходимых транспортных средств, или объемы продаж, которые он способен осуществлять, незначительны. А может быть, что сама рыночная структура, которую формируют перекупщики-посредники, застыла в своем развитии и не может запустить механизм конкуренции в действие. А может, рынок поделили между собой организованные преступные группировки, контролирующие движение товаропотоков в своих интересах. Вполне возможно, что виной всему — бюрократические препоны, благодаря которым местные власти «защищают» собственных товаропроизводителей, заставляя местный люд покупать региональную продукцию по высоким ценам.

Как бы то ни было — ситуация ненормальная. Если, например, цены на свинину в Бобруйске в 2 раза выше, чем в Мозыре, то бобруйчанину совершенно не интересны «средние цены на сало» по Беларуси. А ведь именно по «средним ценам» определяются минимальные социальные гарантии. Все эти бюджеты прожиточного минимума. И получается, что считают объективно, а каждый потребляет субъективно. Выбирают скорее не то, что нравится, а то, что «выбросили» на местном рынке, поболе да подешевле. И на самом деле получается, что жизнь дорожает, хотя к предметам первой необходимости «статистически» не относится.

Тарифы на платные услуги ведут себя еще более «раскрепощенно». В декабре 2004 г. по сравнению с ноябрем 2004 г. они увеличились на 2%, с декабрем 2003 г. — на 17,2%.

Подметка в Пинске и Климовичах

В декабре 2004 г. по сравнению с декабрем 2003 г. цены и тарифы на услуги организаций культуры, парикмахерских, бань, проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения выросли на 20-22%, услуги по индивидуальному пошиву одежды, техническому обслуживанию автомобилей, проезд железнодорожным транспортом международного сообщения подорожали на 24-26%. Плата за проезд городским транспортом, автомобильным транспортом пригородного и междугородного сообщений, услуги правового характера выросла на 33-36%, за горячее водоснабжение — на 37,5%, за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями — в 2 раза. Переводя последнее со статистического языка на обыкновенный, можно сказать, что квартирная плата за год удвоилась. А ведь именно расходы на услуги ЖКХ — это вторая по величине статья денежных расходов населения.

С бытовыми услугами — тоже не вполне понятно. Почему, например, прибить подметку к башмаку в одном городе можно в несколько раз дешевле, чем в другом. А по данным Минстата, на конец декабря 2004 г. средняя цена услуги по ремонту обуви (набойки, подметки) «по республике» составляла 3.390 рублей. Самые низкие цены были в Пинске, Витебске, Борисове, Березино, Бобруйске (2.050 — 2.800 рублей), наиболее высокие — в Гомеле, Лиде, Солигорске, Столбцах, Климовичах (4.500 — 7.030 рублей).

Средняя цена услуги по химической чистке одежды составляла 11.570 рублей. Самые низкие цены были в Бресте, Новополоцке, Светлогорске, Гродно, Щучине (5.570 –7.410 рублей), наиболее высокие — в Пинске, Орше, Минске, Борисове, Молодечно (11.620 — 15.440 рублей).

Средняя цена на услуги бань (помывка в общем зале) составляла 2.410 рублей и колебалась от 1.000 — 1.410 рублей в Столине, Щучине, Ошмянах, Горках, Климовичах до 2.750 — 3.600 рублей в Бресте, Пинске, Новополоцке, Гродно, Минске.

Но и это еще не все. Самым странным образом уровни потребительских цен не совпадают с уровнями доходов населения разных регионов. В частности, в Минске они намного выше средних по стране, но по многим товарным группам цены в столице ниже, чем других городах.

Впрочем, это тема для специального анализа. Мы же пока констатируем: в оценках происходящего армянскому радио следует доверять больше, чем нашей статистике.